Раздел I: «Теория и история государства и права» Взяточничество является одним из главных барьеров на пути развития общества. Очевидно, что борьба с ним должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального явления. Взяточничество возникло одновременно с государственным аппаратом. Первые упоминания о нём в правовых документах относятся к XIV веку. Тогда вместо слова взятка употребляли «посул». Исходя из Двинской уставной грамоты (1398 год), лихоимство считается преступлением. В этом документе говорится о взятке, которая даётся не для благополучного разрешения проблемы, а для того, чтобы к её решению просто приступили. Факт получения материальной благодарности назывался «кормлением». Говоря о «кормлении», необходимо сказать, что это фактически узаконенный вид взятки. Он не являлся преступлением, так как это было обоснованно той системой управления. Размер подношений также утверждался законом или определялся традицией. Поэтому нельзя говорить о взяточничестве того времени как о преступлении, противоречащем общепринятым нормам морали. Когда в России в XVI веке окончательно сформировался централизованный аппарат государственного управления, появились первые бюрократы. Они продолжали «кормиться», получая при этом определенное жалованье из государственной казны. К концу XVII века определилось 3 основных типа материальных подношений: 1. за осуществление какой-либо определенной работы; 2. выражение уважения или благодарности представителю власти; 3. подношение представителю власти с целью его подкупа то, что сейчас мы и понимаем под термином «взятка». Только последний из вышеперечисленных типов материальных подношений считался преступным, именовался «посулом» и карался в соответствие с определенным законодательством. В XVIII веке Петр I запретил любые материальные вознаграждения со стороны народа государственным служащим. Жестоко карались любые факты подкупа и «почестей» с «поминками». После смерти Петра I борьба со взяточничеством практически завершилась. Ситуация, сложившаяся с взяточничеством в России в XIX веке, ярко описана во множестве злободневных литературных произведений (например, «Ревизор»). Классификация взяток, характерных для того времени: сельские, промышленные, «капканные». Взяточничество развивалось во время Первой мировой войны, а в период Гражданской войны достигло немыслимых размеров. В Советском Союзе поначалу уровень взяточничества был невысоким, но после возрастал1. По статистике Верховного суда, за девять месяцев 2011 года по обвинению в совершении преступлений коррупционной направленности в стране были осуждены около 6,9 тысячи человек. Россия является одним из самых коррумпированных государств планеты, она находится на 143 месте из 182. Согласно оценкам экспертов, рынок коррупции в стране составляет 240 млрд. долл.2 Средний размер взятки и коммерческого подкупа в России с начала 2011 г. составил 236 тыс. руб. Об этом сообщил журналистам начальник главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Денис Сугробов. По его словам, с начала года за коррупционные преступления привлечены к ответственности 13 действующих и бывших региональных министров и их заместителей, 4 действующих и бывших заместителя губернатора, 4 депутата законодательных собраний и 17 должностных лиц госучреждений. Денис Сугробов отметил, что доля сотрудников полиции среди общего количества коррупционеров составляет лишь 10%. Число случаев вымогательства взяток в 2011 г. снизилось на 9%, однако число преступлений, связанных с недвижимостью, выросло на 18%. Говорят, что с коррупцией бороться невозможно, но это не совсем так. Теоретически террор или гласность – 2 рецепта победить коррупцию и оба они неправильные. На самом деле есть 3 способа победить коррупцию в глобальном смысле. 1. Диктатура и террор. История нашей страны знает три этапа борьбы с коррупцией – временно успешных. Именно этим способом – это Иван IV, Петр I и Сталин. 2. Повышать нравственность, повышать добродетель, и стремиться к тому, чтобы действительно это воспринималось не как воровство, а как грех. Один из самых правильных способов, но один из самых длительных – он растянется на столетия. 3. Максимально урезать функции государства, потому что источник коррупции в данном случае – государство, субъект в деле управления экономикой. Чтобы государство не владело, не распределяло, не принимало мелких бытовых решений по тем или иным экономическим спорам, чтобы законы носили характер прямого действия – закон прямого действия, в котором нет отсылочных норм на подзаконные акты, а есть четкие указания3. Если с коррупцией хотят бороться не только на словах, но и на деле, то нужно принимать кардинальные меры. Возможен, к сожалению, только жёсткий подход, т.к. коррупция «зашла слишком далеко». Примером устранения коррупция может послужить Китай. Литература: