В ряду государственных структур, защищающих права и интересы граждан при разрешении споров, возникающих в ходе работы системы жилищно-коммунального хозяйства, необходимо назвать Государственную инспекцию вневедомственного контроля, Роспотребнадзор, ФАС, прокуратуру и суд. Достаточно широкими полномочиями в данной сфере обладает Государственная инспекция вневедомственного контроля. Она вправе выдать предписания, являющиеся обязательными для исполнения управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. К примеру, за нарушение стандарта о получении информации, закрепленного Постановлением Правительства РФ N 731 «Стандарты раскрытия информации», инспекция может привлечь должностное и (или) юридическое лицо к административной ответственности с взысканием крупной суммы штрафа, составляющей по КоАП РФ до 250 тысяч рублей. Как отмечает юрист некоммерческой организации «Пермский фонд содействия ТСЖ» Станислав Шестаков, органы Государственной инспекции вневедомственного контроля пользуются такими рычагами влияния крайне осторожно, при особо серьезных нарушениях, понимая сложность выполнения в полном объеме подобных жестких стандартов. Если при проверке организаций слишком часто выписывать крупные суммы штрафов, то возникает опасность экономического обрушения системы ЖКХ. Разрешением проблемы неправомерного прекращения подачи водо- и теплоснабжения поставщиком коммунальных ресурсов занимается Федеральная антимонопольная служба. ФАС рассматривает дела об ограничении и остановке предоставления коммунальных услуг из-за задолженности граждан другим лицам, проживающим в том же подъезде многоквартирного дома. Что является прямым нарушением законодательства, прав жильцов. В такой ситуации от Федеральной антимонопольной службы в адрес УК и (или) ТСЖ поступит предписание, возможно применение штрафных санкций, что поможет эффективному решению вопроса в довольно сжатые сроки. Широкую практику разрешения споров при нарушении правил предоставления коммунальных услуг в части начисления оплаты за их использование имеет Роспотребнадзор. Рассмотрение дел между собственником (пользователем жилого помещения на основе договора социального найма) и ТСЖ не входит в компетенцию Роспотребнадзора. В данном случае существует однозначная позиция, поддержанная судебной практикой, о невозникновении регулируемых законодательством правоотношений в сфере защиты прав потребителей. Благодаря внесенным изменениям в статью 45 ГПК РФ произошло расширение полномочий прокуратуры, касающихся оснований защиты интересов граждан в суде. До вступления поправок в силу прокурор имел право обратиться в суд, если физическое лицо не могло этого сделать самостоятельно по состоянию здоровья, возраста или недееспособности. Теперь прокурор имеет такую возможность, если спор касается жилищных прав, социального использования муниципального жилищного фонда. С дополнительной информацией по теме можно ознакомиться в брошюре «Муниципальные «общежития»: проблемы приватизации». Пермь, 2012.