Три года назад Всемирный банк подготовил доклад «Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг в Российской Федерации». Резюме специалистов банка было таково: низкая финансовая грамотность населения, слишком сложное и запутанное законодательство, осилить которое не под силу простому гражданину.
При этом число новых потребителей финансовых услуг постоянно возрастает. В последние годы, к примеру, российский рынок потребительского кредитования развивался интенсивнее, чем в странах Европы. Появились и активно продвигаются финансовые интернет-услуги. Ежегодно появляется около 150 миллионов новых клиентов финансовых услуг – цифра, которую озвучивают международные эксперты.
Конкуренция на финансовых рынках к настоящему моменту привела к появлению большого количества сложных инструментов, однако у наших граждан нет опыта и навыков их использования. Естественно, никто не застрахован от злоупотреблений со стороны финансовых организаций, финансового мошенничества, афер.
И в борьбе с этими нарушениями основную роль играют надзорные органы. Защита прав потребителя не только обеспечивает качество услуги для граждан, но и надежность кредитного портфеля и потенциально банковской системы в целом.
Какая картина на этом рынке сложилась в 2011 году в Пермском крае?
Итоги надзорных мероприятий в отношении организаций, оказывающих финансовые услуги гражданам, за 2011 год
В 2011 г. проведено 9 плановых проверок кредитных организаций:
- ОАО «Промсвязьбанк»,
- АКБ «АК БАРС» (ОАО),
- АКБ «БТА-Казань» (ОАО),
- АКБ «Металлинвестбанк» (ОАО),
- АКБ «Банк Москвы» (ОАО),
- АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО),
- АКБ «Инвестиционный торговый банк» (ОАО),
- ОАО «Банк Уралсиб»,
- ОАО «Бинбанк».
Были выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей (нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об услугах, включение в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, которые были допущены банками).
Типичные примеры таких условий:
- условия договоров о взимании с потребителей разного рода комиссий,
- установление права банка на одностороннее изменение условий договора,
- односторонний отказ об исполнения обязательств,
- территориальная подсудность по месту нахождения банка.
В результате проверок кредитных организаций составлено 12 протоколов об административных правонарушениях:
- 4 по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ (за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об услуге),
- 8 по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (за включения в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей).
Кредитным организациям выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
Судебная защита прав потребителей
Граждане постоянно обращаются за помощью в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю. Если говорить об обращениях, связанных с вопросами об оказании услуг кредитными организациями, то в 2011 году было получено 201 письменное обращение граждан на действия кредитных организаций. При этом 41 обращение стало основанием для применения к банкам мер административного воздействия (привлечение к административной ответственности и выдача предписаний об устранении выявленных нарушений).
Подавляющее большинство обращений касалось неправомерного взимания банками комиссионных вознаграждений, в том числе:
- за открытие/ведение/обслуживание ссудных счетов,
- за выдачу/предоставление/обслуживание кредита,
- за досрочное полное/частичное погашение кредита,
- за рассмотрение кредитной заявки,
- за оформление документов и подобные безосновательные поборы.
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю активно обеспечивает судебную защиту прав потребителей финансовых услуг.
В прошедшем году в рамках полномочий, которые были предоставлены Управлению статьей 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, было дано 63 заключения по искам о защите прав потребителей при обращении заемщиков в суды с требованиями о признании недействительными условий кредитных договоров о взыскании разного рода комиссий и пр.
Цифры показательны. Около 50% из рассмотренных исков удовлетворены. Десять исков было представлено сотрудниками Управления в суд, они касались защиты прав конкретных граждан – потребителей финансовых услуг, причем в пользу потребителей были решены 100% исков и в пользу граждан в результате судебной защиты с кредитных организаций было взыскано более 1,5 млн. руб.
Горячая линия: "Наши деньги, наши права: за правильный выбор на рынке финансовых услуг"
Анна Сорокина
Материалы по теме
ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал