Земельное законодательство в России достаточно обширно – разобраться в нем простому гражданину часто бывает не под силу без помощи профессионального юриста. А вопросов, связанных с земельными отношениями, как правило, возникает немало. Поэтому задача специалистов Управления Росреестра по Пермскому краю – подробно разъяснять наиболее типичные из них. В частности, граждан нередко интересует, возможно ли поставить на кадастровый учет и зарегистрировать небольшой по площади участок, образованный в результате раздела земель, а затем использовать его для жилищного строительства. Специалисты отмечают, что порядок образования земельных участков установлен гл. 1 Земельного кодекса РФ. В ст. 11.2 этой главы прописано, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом образуемый земельный участок обязательно должен соответствовать предельным максимальным и минимальным размерам, которые определяются либо градостроительными регламентами либо Земельным кодексом и другими федеральными законами. Важно и то, что в соответствии с п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Минимальный размер таких земельных участков составляет 450 кв. м. Именно поэтому разделить земельный участок с разрешенным использованием нельзя, если отделенная часть будет меньше 450 кв. м. Поскольку такой земельный участок не будет соответствовать установленным земельным законодательством нормам, то и поставить его на кадастровый учет будет невозможно. Раз регистрация в кадастровом органе запрещена, то, соответственно, и зарегистрировать права на эту землю не получится. Другой вопрос, часто задаваемый гражданами, – является ли определение арбитражного суда об отмене обеспечительных мер основанием для погашения записи об аресте на объект недвижимости, если при этом отметки суда о вступлении в законную силу пока нет. Как утверждают специалисты Росреестра, наложение ареста на недвижимое имущество либо запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, действительно может выступать в качестве обеспечительных мер. Такие меры может принять, например, арбитражный суд. При этом п. 1 ст. 97 АПК РФ предусматривает возможность отмены обеспечительных мер по ходатайству лица, участвующего в деле. Орган, наложивший арест (в данном случае арбитражный суд), обязан в трехдневный срок направить заверенную копию решения о наложении (снятии) ареста в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в данном случае Росреестр). Поступивший документ является основанием для соответствующей государственной регистрации, которая проводится без заявления правообладателя. Согласно п. 4 ст. 96 АПК РФ действие обеспечительных мер может длиться вплоть до фактического исполнения судебного акта, но это однако не мешает их отмене при вступлении в законную силу решения суда об отказе в иске. Отмена указанных мер может быть осуществлена по ходатайству лица, участвующего в деле. Определение арбитражного суда об отмене обеспечительных мер подлежит немедленному исполнению, так что регистрирующий орган в силу ст. 28 Закона о регистрации прав обязан прекратить запись об аресте, не дожидаясь отметки о вступлении определения в законную силу. Еще один часто задаваемый вопрос касается порядка государственной регистрации права собственности на жилой дом, построенный на принадлежащем гражданину земельном участке, расположенном в границах населенных пунктов и предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства. В Управлении Росреестра по Пермскому краю подчеркивают, что особенности государственной регистрации права собственности граждан на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества установлены ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законом предусматривается «упрощенный» порядок государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке описанного типа. При этом основаниями для государственной регистрации являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. К таким документам можно отнести кадастровый паспорт объекта. Сам кадастровый паспорт объекта представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости и другие сведения. Паспорт выдается в органе кадастрового учета, в Пермском крае это – филиал ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». Паспорт необходимо запрашивать самостоятельно. Зарегистрировать права на объект недвижимости не получится только в том случае, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ГКН. Тогда обязанность по представлению на государственную регистрацию кадастрового паспорта возлагается на заявителя. Стоит отметить, что приведенные вопросы пермяков, столкнувшихся с трудностями расшифровки земельного законодательства, являются наиболее проблемными для граждан. Ответы на такие вопросы часто публикуются на сайте Управления, поэтому ознакомиться с ними может любой желающий. Екатерина Корнева Первый пермский правовой портал Материалы по теме