В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Об особенностях уплаты земельного налога — в материале эксперта Первого пермского правового портала. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Земельный налог отнесен ст. 15 Налогового кодекса РФ к числу местных налогов, и помимо гл. 31 Налогового кодекса РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из ст. 387 Налогового кодекса РФ. Земельный налог взимается на основании документа о государственной регистрации соответствующих прав, а при его отсутствии — правоустанавливающих документов налогоплательщика на земельный участок. Возможна ситуация, когда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о существующих правах на земельные участки. В этом случае налогоплательщики определяются на основании выданных им государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю. Указанные документы обладают равной юридической силой с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»). Другой вариант — на основании актов органов государственной власти или местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством о предоставлении земельных участков, действующим в месте их издания (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ»). При исчислении земельного налога для участков, находящихся на территории сразу нескольких муниципальных образований, налоговая база определяется в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля его кадастровой стоимости, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования. Для такой земли налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования. Налогоплательщики Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. А вот те, у кого земля находится на праве безвозмездного срочного пользования или же была передана по договору аренды, от уплаты налога освобождены. Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 20 Земельного кодекса РФ на сегодняшний день земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование физическим лицам не предоставляются. Налоговая база В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ организации определяют налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база по участкам, принадлежащим физическим лицам, определяется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу в отношении участков, используемых для предпринимательской деятельности (ст. 391 Налогового кодекса РФ). Согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах). Кроме того, они обязаны сообщать и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта (по состоянию на 1 января т.г.). В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, представляют соответствующие сведения в электронном виде. Согласно письму Минэкономразвития России от 03.05.2011 № Д23-1831 между Росреестром и Федеральной налоговой службой заключено Соглашение от 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37 «О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы». В соответствии с этим Соглашением Росреестр бесплатно в порядке информационного взаимодействия представляет в налоговые органы сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастровая стоимость Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования. Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Кадастровую стоимость можно узнать по письменному запросу в Управлении Росреестра или в Земельной кадастровой палате по месту нахождения земельного участка. В запросе следует указать, на какую дату вы запрашиваете кадастровую стоимость земли, иначе в кадастровой справке стоимость будет указана на дату подачи заявления. Справку о кадастровой стоимости должны выдать бесплатно (ч. 13 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). В п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. С 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края». Данным Постановлением утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края. Местное законодательство Так, на основании вышеуказанного Пермская городская Дума приняла решение от 08.11.2005 № 187 «О земельном налоге на территории города Перми». Данным нормативным актом определены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, авансового платежа по налогу, порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, а также устанавливаются налоговые льготы. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размер, установленный в ст. 394 Налогового кодекса РФ. Согласно п. 2 решения Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187 ставки земельного налога в Перми установлены в размере: