На территории города в настоящее время на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят более полутора тысяч (1536) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из них 588 человек имеют, но не реализовали свое право на внеочередное получение жилого помещения. Обязанность по предоставлению жилья в настоящее время возложена на органы местного самоуправления, и реализуют они ее за счет средств краевого бюджета. С учетом пилотного проекта, реализуемого на территории края с 2009 года, порядок реализации права предусматривает предоставление жилого помещения, либо выдачу сертификата гражданам, которые самостоятельно приобретают жилье, оплачивая его данным сертификатом, либо выплату компенсации для приобретения жилого помещения. За период с 2010 года предоставлено 119 жилых помещений, выдано 72 сертификата, выплачены компенсации 77 гражданам. При этом количество граждан, воспользовавшихся денежной компенсацией (в том числе сертификатом), в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось с 23 до 102. Снято с учета 268 граждан. С 2010 года исполнено 85 судебных постановлений, в настоящее время на исполнении находится около ста (96) исполнительных производств о предоставлении жилья. В защиту прав граждан органами прокуратуры города направлено 116 исковых заявлений. Прокуратурой города в конце первого полугодия текущего года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления города и службой судебных приставов законодательства, направленного на обеспечение жильем указанной категории граждан, исполнения судебных решений о предоставлении им жилых помещений. При проверке выявлены нарушения в обоих ведомствах, и, как показал анализ состояния законности в данной сфере, нарушения часто обусловлены незнанием гражданами своих прав. Так, граждане не знают, что нуждающимся в жилом помещении необходимо встать на учет в органе местного самоуправления по месту жительства до достижения 23-летнего возраста (как по заявлению опекуна, попечителя, так и самого гражданина по достижении совершеннолетия); что право возникает у граждан при отсутствии у них закрепленного жилья (жилья по социальному найму, в собственности); что обязанность предоставить жилое помещение возникает у органа власти после окончания пребывания гражданина в образовательном учреждении, окончания службы в армии, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При выборе способа реализации права необходимо учитывать, что, реализовав сертификат либо получив компенсацию, гражданин снимается с учета и теряет право на внеочередное получение жилого помещения как лицо, отнесенное к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому необходимо учитывать, что при расчете стоимости сертификата, выдаваемого на приобретение жилого помещения, площадь жилья принимается равной 24 кв. м, вместе с тем в соответствии с Законом Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» граждане имеют право на получение жилых помещений общей площадью не менее 33 кв. м. При этом жилые помещения предоставляются с учетом членов семей при условии, что они являются нуждающимися в жилом помещении. С использованием сертификата граждане вправе приобрести жилое помещение, общая площадь которого должна быть не менее 12 кв. м; если стоимость жилого помещения выше стоимости сертификата, разницу гражданин доплачивает самостоятельно. Стоимость сертификата на 3-й квартал 2012 года – 989 304 рубля. Размер компенсации, перечисляемой гражданам, равен стоимости сертификата. Реализация прав граждан через получение сертификата или компенсации не вызывает особых затруднений и осуществляется органами власти в добровольном порядке. Однако обязанность по предоставлению жилых помещений, как правило, реализуется через судебные решения, так как объем права при выборе этого порядка значительно больше. Таким образом, при выборе способа реализации своих прав гражданам предлагается предварительно выяснить объем этих прав, обязанности органов власти, порядок реализации права и только после этого сделать выбор в пользу того или иного варианта. Опекунам, попечителям, а также лицам, достигшим 18-летнего возраста, – выяснить, имеют ли их опекаемые, если они относятся к этой категории граждан, право на предоставление жилого помещения. Получить консультацию такие граждане вправе – в территориальных органах опеки и попечительства Министерства социального развития Пермского края; – в органах местного самоуправления, а именно в управлении жилищных отношений администрации города; – в органах прокуратуры. Кроме того, информация размещена на сайте прокуратуры края в рубрике «Правовой ликбез» (исполнение законодательства о социальной поддержке детей-сирот). Также необходимо отметить, что с 01.01.2013 меняется механизм реализации права граждан: предусматривается предоставление жилых помещений не на основании договора социального найма, а в специализированном жилищном фонде, который передается по договору социального найма только после истечения 5 лет его использования гражданами. Такой жилищный фонд не может быть приватизирован. Выявленные нарушения: В службе судебных приставов-исполнителей: – отсутствие надлежащего контроля исполнения исполнительных производств; неустановление причин неисполнения судебных решений, непривлечение к ответственности за неисполнение судебных решений. В управлении жилищных отношений: – отсутствие контроля использования компенсации, предоставляемой на приобретение жилого помения; самовольное изменение порядка исполнения судебных решений (при наличии судебного решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма предоставляются сертификаты и выплаты на приобретение жилых помещений). По выявленным нарушениям внесены представления об устранении нарушений законодательства. Устранение нарушений остается на контроле прокуратуры города. Любовь Соколова Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме