Обзор практики за I квартал 2021 года
Одним из наиболее частых вопросов при оказании бесплатной юридической помощи в рамках федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ и проведении мероприятий по правовому просвещению граждан является вопрос оказания коммунальных услуг.
За прошедший квартал 2021 года граждане неоднократно обращались с вопросом ненадлежащего оказания услуг по вывозу ТКО (твердых коммунальных отходов). В соответствии с п.148(39) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее Правила №354) потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:
а) получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества;
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков;
з) осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.148(24) Правил №354).
На сегодняшний день проблема отсутствия мусорных контейнеров остается актуальной, особенно для жителей сельской местности.
У потребителей возникает логичный вопрос: почему выставляют счета за вывоз мусора, если выбрасывать его просто некуда? Нередко потребители вынуждены в судебном порядке решать проблему задолженности за вывоз ТКО в отсутствие контейнеров либо несоответствия мест сбора и вывоза ТКО санитарным нормам.
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 с 1 марта 2021 года введены в действие Новые правила и санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений (СанПиН 2.1.3684-21), которые определяют требования к местам сбора и вывоза ТКО.
Санитарные нормы к содержанию территорий муниципальных образований, которые были утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 года № 20 (СанПиН 2.1.7.3550-19) с 01.01.2021 года утратили силу.
СанПиН 2.1.3684-21 содержит в себе следующие требования к местам для сбора и вывоза ТКО:
- контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра;
- площадки должны располагаться от жилых домов (как многоквартирных, так и индивидуальных) на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров.
-для сельских населенных пунктов сократили минимальное расстояние до мусорных контейнеров до 15 метров; все эти расстояния допускается еще уменьшить на 25% по согласованию с Роспотребнадзором и местной администрацией;
- для СНТ места для размещения мусорных контейнеров определяются по схеме, утвержденной органом местного самоуправления;
- сокращено предельно допустимое число контейнеров для смешанного сбора отходов на одной площадке (с 10 до 8);
- региональный оператор обязан вывозить мусор по установленному графику, в интервале от 7 до 23 часов. В сельской местности допускается вывоз ТКО бестарным способом, т. е. без накопления в контейнере, так называемым «помешочным сбором».
Но на практике не везде реализованы требования к контейнерным площадкам, регламентированные СанПиН 2.1.3684-21,что в свою очередь создает препятствия для потребителей в получении коммунальной услуги надлежащего качества.
Роспотребнадзором даны следующие разъяснения: потребитель имеет право на перерасчет платы за коммунальную услугу (вывоз ТКО), если услуга оказана некачественно или с недопустимым перерывом. По нормативам мусор должны вывозить не реже 1 раза в 3 дня в зимнее время и каждый день — в летнее время. Допускается задержка зимой — на 2 дня, летом — на 1 день (Правила № 354).
Поэтому потребители могут не платить за вывоз мусора, если региональный оператор не оказывал им эту услугу (т.е. доказано, что машина не выезжала в населенный пункт по графику). Ссылка на отсутствие контейнера сама по себе не дает оснований для списания платежей.
Правительство РФ постановлением от 31.08.2018 № 1039 утвердило Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Обязанность определить место для накопления ТКО возложена на орган местного самоуправления в пределах подведомственной ему территории (ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). На региональном операторе лежит обязанность организовать выезд мусоровоза по обозначенному адресу в соответствии с утвержденным графиком. В случае неисполнения региональным оператором этой обязанности, потребители коммунальной услуги вправе требовать перерасчета или полного списания с них платы.
К слову, отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории объекта ИЖС (смет, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т. п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта РФ обеспечиваются региональными операторами. Вывоз ТКО с придомовых территорий должен осуществлять региональный оператор.
Обзор подготовила ведущий юрисконсульт ГКУ «Госюрбюро Пермского края» Мальцева Марина Николаевна.