В канун профессионального праздника Прокурор Пермского края государственный советник юстиции 3 класса Александр Белых рассказывает об итогах работы за 2012 год. Прокуратура в России существует почти 300 лет. Как важнейший институт, наделенный особыми надзорными полномочиями, прокуратура и в 21 веке продолжает оставаться неотъемлемой частью нашей государственности. – Александр Юрьевич, по каким вопросам жители Пермского края обращались в прокуратуру особенно часто? – В 2012 году, как и в последние 10 лет, граждане сообщали о фактах нарушения трудовых прав. Как показывает практика, значительную долю поступивших в органы прокуратуры обращений граждан по вопросам трудового законодательства составляют жалобы на несвоевременную выплату заработной платы, оплату отпуска или расчета при увольнении, а также на низкий уровень размера заработной платы. За прошедший год принятые меры прокурорского реагирования позволили добиться погашения задолженности по заработной плате в сумме свыше 177 млн. рублей. Дисквалифицированы одиннадцать работодателей, не исполняющих обязанности по оплате труда сотрудников, возбуждено восемь уголовных дел за невыплату заработной платы. Соблюдение прав граждан на своевременную и полную оплату труда является приоритетом в надзорной деятельности органов прокуратуры и в наступающем 2013 году. – Граждане жалуются на задержку зарплаты, при этом готовы мириться с любыми условиями труда, хотя в этой сфере так же не мало нарушений? – Обеспечение безопасных условий труда граждан также является предметом прокурорского внимания. В связи с невыполнением работодателями установленной ст. 212 ТК РФ обязанности по проведению аттестации рабочих мест на безопасные условия труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда прокурорами направляются иски в суд о понуждении работодателей к исполнению установленной законом обязанности. Только в 2012 году удовлетворено порядка 400 исков в этой сфере. – В 2012 году в обществе резко актуализировалась тема отношений в сфере ЖКХ: скандалы, иски, публичные акции, изменения законодательства. Как реагировали на ситуацию органы прокуратуры? – Органы прокуратуры края вопросам исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере уделяют особое внимание. В истекшем году проведены масштабные проверки соблюдения законодательства о тарифах и нормативах в сфере ЖКХ, их применении при расчете размера платы за коммунальные услуги. Не осталось без прокурорского внимания строительство «проблемных» многоквартирных домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, а также исполнение органами местного самоуправления возложенных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Органами прокуратуры ведется мониторинг исполнения законодательства при подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к сезонной эксплуатации. В частности, контролируется задолженность потребителей коммунальных ресурсов перед поставщиками электрической и тепловой энергии, газоснабжения. Поставщики порой применяют исключительные меры воздействия на должников. Такие факты широко освещались в СМИ. Активными мерами прокуроры добивались возобновления подачи теплоэнергоресурсов, газа на котельные, снабжающие теплом жилой сектор и учреждения социальной сферы, в том числе путем признания незаконными решений (действий) организаций по прекращению и ограничению подачи коммунальных ресурсов в судебном порядке. В итоге большинство населения края стабильно обеспеченно услугами ЖКХ. – Александр Юрьевич, у населения складывается представление о вопиющих нарушениях жилищно-коммунального законодательства как со стороны управляющих компаний, так и со стороны органов власти. Обоснованно ли это представление? – Действительно результаты проверок свидетельствует о массовых нарушениях в анализируемой сфере, допускаемых управляющими организациями ЖСК, ТСЖ, УК: это и ненадлежащая эксплуатация газового оборудования и его неудовлетворительное техническое состояние, формальное проведения обследования и составление актов технического состояния газового оборудования и др. Прокуроры разбирались по каждому такому факту, вносили представления, возбуждали дела об административных правонарушениях, понимая, что эта работа проводится в целях защиты прав граждан на безопасные условия проживания. Прокуратурой края совместно с органами финансового контроля проведены проверки в Региональной энергетической комиссии Пермского края по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании при утверждении тарифов в сфере коммунального комплекса. Выявлены вопиющие факты утверждения тарифов в отсутствие необходимого пакета документов, факты завышения затрат, закладываемых в тарифы, вплоть до включения в тарифы оплаты процентов по кредитным договорам в отсутствие подтверждающих документов. Выявлены также нарушения сроков рассмотрения дел по установлению тарифов для потребителей (МУП «Водоканал» (г. Губаха), ООО «Монолит» (г. Чердынь), ООО «Сфера», ООО «Хлеб» (г. Оханск), ООО «Пермгазэнергосервис») и законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан. Для устранения нарушений губернатору и в Правительство края были внесены представления. Требования прокурора удовлетворены. Два сотрудника Региональной энергетической комиссии привлечены к дисциплинарной ответственности. Освобождён от занимаемой должности председатель РЭК. Кроме того, при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «ТГК-9» и ООО «ПСК» на 2013 год были исключены излишне полученные доходы, образовавшиеся при формировании необходимой валовой выручки организации, что позволило снизить финансовую нагрузку на население в сумме более 422 млн. рублей. – Расселение ветхого и аварийного жилья вызывает много вопросов. Граждане недовольны действиями властей, а что прокуратура? – Практика прокурорского надзора показывает, что органы местного самоуправления зачастую бездействуют при решении вопроса о ликвидации аварийного жилого фонда: не включают аварийные дома в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда для предоставления субсидий на реализацию муниципальных программ и не исполняют требования жилищного законодательства о предоставлении гражданам, проживающим в аварийном жилом фонде, другого жилого помещения. В 2012 году органами местного самоуправления включено в муниципальные программы 92 аварийных дома. Принимаемые горрайпрокурорами меры нацелены на понуждение соответствующих органов власти или хозяйствующих субъектов устранить допущенные нарушения законодательства. – Еще одна болезненная, хотя и не такая публичная тема – исполнение судебных решений. Надзор за соблюдением законодательства об исполнительном производстве является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры? – Да, это так, и замечу, особое внимание уделяется принудительному исполнению судебных решений, направленных на защиту прав граждан о взыскании задолженности по заработной плате, выплате алиментов и обеспечении жильем детей-сирот. Одновременно органами прокуратуры во взаимодействии с правоохранительными органами выявлялись и пресекались факты служебного подлога в деятельности судебных приставов-исполнителей, направленные на улучшение показателей своей работы. Лишь за 9 месяцев 2012 года за совершение служебного подлога в отношении 13 судебных приставов-исполнителей возбуждены уголовные дела. – Трудовые мигранты играют все более заметную роль в экономической жизни края. Можно предположить, что это самая незащищенная социальная группа. Александр Юрьевич, расскажите о работе прокуратуры в этой сфере. – Органами прокуратуры Пермского края на постоянной основе осуществляется надзор в сфере соблюдения миграционного законодательства, в том числе законодательства о правовом положении иностранных граждан. Особое внимание уделяется вопросам соблюдения прав иностранных работников при привлечении их к труду. Результаты проведенных прокурорами надзорных проверок свидетельствуют о том, что работодателями не всегда проводится обучение в необходимых случаях мерам безопасности и охраны труда, не обеспечиваются условия, гарантирующие безопасные условия труда, что создает почву для производственного травматизма. Выявляются факты проживания работников в подсобных и иных нежилых помещениях по месту работы, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и требованиям пожарной безопасности. Для устранения выявленных нарушений прокуроры направляют в суд иски о возложении на работодателей обязанности привести трудовые договоры, заключенные с иностранными работниками, в соответствие с требованиями Трудового кодекса РФ, об обязании проведения аттестации рабочих мест, вносятся представления об устранении нарушений законодательства, инициируется привлечение работодателей к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) и ст. 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта). В мае 2012 года прокуратурой края в УФМС по Пермскому краю проведена проверка исполнения законодательства о правовом положении иностранных граждан в РФ, по результатам которой руководителю службы внесено представление, ряд должностных лиц привлечен к дисциплинарной ответственности. – Можно сказать, что в минувшем году тема защиты прав предпринимателей была трендовой, бурно обсуждался вопрос назначения бизнес-омбудсмена, активизировались лоббисты. Каким образом прокуратура защищает бизнес от противоправных действий? – Надзор за соблюдением прав предпринимателей является относительно новым направлением деятельности органов прокуратуры края. Данную работу мы проводим с 2009 года, в аппарате прокуратуры края сформирован специальный отдел. При ее осуществлении широко используется взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы бизнеса. К примеру, в уходящем году заключены соглашения о взаимодействии с региональным отделением общественной организации «Опора России», Региональным отделением работодателей «Сотрудничество», «Пермской гильдией добросовестных предприятий». В рамках данных соглашений проводятся совместные мероприятия, на которых мы получаем информацию о нарушениях прав предпринимателей и существующих проблемах. По каждой такой информации проводятся соответствующие проверки и при необходимости принимаются меры прокурорского реагирования. Особое внимание органов прокуратуры было уделено разработке и принятию необходимой нормативной правовой базы, прежде всего административных регламентов проведения контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти края и органов местного самоуправления. Только в истекшем году такие акты приняты Инспекцией государственного жилищного надзора, Министерством транспорта и связи Пермского края, Региональной энергетической комиссии. Необходимо отметить, что имели место случаи, когда принимались они во исполнение судебных решений инициированных горрайспецпрокурорами. Работу по рассмотрению заявлений контрольно-надзорных органов о согласовании проведения внеплановых выездных проверок предприятий и предпринимателей можно назвать повседневной. В уходящем году таких заявлений поступило около 1000, и более чем в 42 % случаев в их проведении отказано. Кроме того, при проверке законности включения в сводный план проверок субъектов предпринимательской деятельности на 2013 год исключено из планов более 1350 проверок. Таким образом, с одной стороны мы способствуем упорядочению деятельности органов контроля, с другой сокращаем контрольные мероприятия. Еще одной составляющей нашей работы является регулярные проверки деятельности контрольно-надзорных органов федерального, регионального и местного уровней. Можно констатировать, что все до единого из них в 2012 году проверены. Результатом надзорных мероприятий стало выявление почти 2000 нарушений закона. Мерами прокурорского реагирования в соответствие с федеральным законодательством о государственном, муниципальном контроле приведено более 250 правовых актов, по представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности более 200 должностных лиц, еще почти 50 субъектов административных правонарушений (юридических и должностных лиц) по постановлениям прокуроров за нарушения в данной сфере наказаны в административном порядке. – В СМИ широко освещалась ситуация в пермском микрорайоне Крым, грозившая экологической катастрофой. Вы могли бы остановиться на деталях и на участии прокуратуры в предотвращении беды, грозившей сразу двум городам, Перми и Краснокамску. – Да, мы знаем эту проблему. Для предотвращения экологической угрозы населению этой территории прокуратурой инициирован иск в суд о возложении на ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия» обязанности принять меры по устранению угрозы загрязнения окружающей среды и здоровью граждан, путем обезвреживания отходов химического производства на промплощадке цеха № 4 Пермского филиала ФГУП «РНЦ «Прикладная химия».. Кроме того, по результатам проверки, проведенной Пермским межрайонным природоохранным прокурором, по ситуации в Пермском филиала ФГУП «РНЦ «Прикладная химия», 7 декабря.2012 года Следственным отделом по Кировскому району г. Перми СУ СК РФ по Пермскому краю возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ. В сфере соблюдения экологического законодательства в истекшем году прокуратурой также проведены масштабные проверки по вопросам охраны лесов, состояния скотомогильников, сбору, хранению и утилизации твердых бытовых отходов. – Александр Юрьевич, расскажите о новых направления деятельности прокуратуры, появившиеся в последние годы. С 1 июля.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Целью принятия указанного закона является предупреждение совершения лицами, освободившимися из мест лишения свободы, повторных преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. В мае 2012 года прокуратурой края обобщена практика прокурорского надзора за исполнением данного закона. Статистические данные свидетельствуют о том, что за период действия он не получил эффективного применения на территории края. Ошибки в применении Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» заключаются в неверном толковании закона, некачественной подготовке материалов и заявлений в суд, отсутствии должного контроля за лицами, в отношении которых судом установлен надзор, а также в имеющихся пробелах законодательства. Результаты обобщения обсуждены на межведомственном совещание руководителей правоохранительных органов Пермского края. Прокуратурой края подготовлены методические рекомендации по вопросам применения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 25 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 11.07.2011 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Данным законом глава 5 кодекса дополнена ст. 5.59, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ возбуждаются исключительно прокурором. По постановлениям прокуроров за 2012 год к административной ответственности за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан в Пермском крае привлечено 96 лиц. Во исполнение Указания прокурора края № 43/21 от 29.03.2012 г. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» по инициативе краевой прокуратуры во всех территориях края при прокуратурах созданы межведомственные рабочие группы по соблюдению прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Группы созданы для обеспечения комплексного решения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, совершенствования взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории, а также с целью оперативного выявления и устранения нарушений законодательства. При краевой прокуратуре также в июле 2012 г. образована постоянно действующая Межведомственная рабочая группа по соблюдению прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из работников прокуратуры края, представителей органов государственной власти, контрольно-надзорных органов края. Считаю, что сделано не мало, однако данная деятельность в наступившем году требует дальнейшей активизации – В 2013 году вступил в силу региональный закон о бесплатной юридической помощи. Прокомментируйте это событие. – С 15 января 2012 года на территории страны действует Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Указанным законом определены участники государственной системы бесплатной юридической помощи, среди которых органов прокуратуры нет. Вместе с тем органы прокуратуры осуществляют надзор и за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. С 1 января 2013 года вступил в силу Закон Пермского края от 07.11.2012 № 111-ПК «О бесплатной юридической помощи». Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью относятся издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение их исполнения. Между тем краевой закон какие-либо дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, связанные с расширением перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, и перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, не содержит. Кроме того, установленный порядок оказания бесплатной юридической помощи в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вследствие стихийного бедствия, катастрофы, террористического акта, ограничивает право на ее получение. Так, по смыслу краевого закона, гражданин для получения бесплатной юридической помощи в связи с трудной жизненной ситуацией вследствие стихийного бедствия, катастрофы, террористического акта гражданин одновременно должен быть либо инвалидом, либо неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, либо малообеспеченным, либо безработным и т.д. В связи с тем, что отдельные положения краевого закона нуждаются в совершенствовании, прокуратурой края в Законодательное Собрание направлены предложения о внесении изменений в данный нормативный правовой акт. В настоящее наше предложение Законодательным Собранием Пермского края не рассмотрено. – Как строятся отношения прокуратуры и органов власти, учитывая, что прокуратура стоит на страже законности, а власть, принимая решения, руководствуется соображениями целесообразности, здравого смысла, экономии бюджета? Прокуратура нередко приносит протест на законодательные акты органов власти. Какова результативность этой работы? – Протест прокурора является достаточно эффективной мерой прокурорского реагирования, которая позволяет обязать соответствующий орган власти привести муниципальный либо региональный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством, а также предупредить ущемление прав граждан при применении такого правового акта. Например, прокурором г. Гремячинска предупреждена незаконная приватизация муниципального имущества: решением совета депутатов Шумихинского сельского поселения от 27.08.2012 № 35 в план приватизации на 2012-2013 годы включен многоквартирный дом № 35 ул. Ленина, а также насосная станция. Поскольку приватизация жилых помещений осуществляется в особом порядке (предусмотренном Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а приватизация объектов централизованных систем водоснабжения запрещена (ст. 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») указанное решение Совета депутатов Шумихинского сельского поселения прокуратурой г. Гремячинска опротестовано. Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен. Надзор за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации является одним из основных направлений прокурорской деятельности. В прокуратуре края организовано изучение нормативных правовых актов органов государственной власти Пермского края. На все факты принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, прокуратура реагирует путем принесения протестов, направления заявлений в суд, внесения представлений. За истекшие три года количество оспоренных прокуратурой нормативных правовых актов Пермского края выросло. Так, если в 2010 г. как несоответствующие федеральному законодательству прокуратурой края было оспорено 76 нормативных правовых актов, то в 2012 г. их число составило уже 117 нормативных правовых актов. Органами государственной власти края по протестам и заявлениям прокурора приведено в соответствие с законом в течение 2012 г. более 80 нормативных правовых актов. В результате прокурорского вмешательства из целого ряда краевых законов исключена норма, предусматривающая социальные гарантии в виде выплаты денежных компенсаций для граждан, занимавших определенные должности в исполнительных органах государственной власти Пермского края, краевом парламенте, Контрольно-счетной палате Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Только на основании только Закона Пермской области «Об исполнительных органах государственной власти Пермской области» за счет средств краевого бюджета произведено выплат на общую сумму более 15 млн. рублей. В начале прошлого года опротестованы положения законов, предусматривающие выплату компенсации, в связи с тем, что краевой парламент, установив льготы для отдельных категорий граждан, вышел за пределы предоставленных ему федеральным законодательством полномочий. Вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165). В названных законах речь идет о предоставлении гарантии в виде выплаты денежной компенсации после увольнения (окончания срока полномочий), что создает преимущества лицам, их замещавшим, и выходит за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации. Краевой парламент не согласился с позицией прокурора и протесты отклонил. По заявлениям прокурора Пермский краевой суд летом 2011 г. признал оспариваемые положения законов недействующими и не подлежащими применению. Окончательную точку в вопросе поставил Верховный суд Российской Федерации, который установил, что правовое регулирование, содержащееся в Законе Пермской области от 05.03.2004 № 1294-270 «Об исполнительных органах государственной власти Пермской области», Законах Пермского края от 06.03.2007 № 8-ПК «О Законодательном Собрании Пермского края», от 30.07.2007 № 78-ПК «О Контрольно-счетной палате Пермского края» и от 05.08.2007 № 77-ПК «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае», осуществлено с превышением полномочий. По результатам принятых прокурором мер, незаконные выплаты из краевого бюджета прекращены. Все оспоренные прокурором положения краевых законов, предусматривающие денежные компенсации, признаны утратившими силу Законом Пермского края от 29.02.2012 № 9-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермского края, Закон Пермской области». В 2012 г. прокуратурой приняты меры к восстановлению незаконно ликвидированного населенного пункта в Пермском районе. Согласно решению Пермского краевого суда, принятому по иску прокурора, Закон Пермского края от 07.04.2008 № 216-ПК «Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае» в части упразднения и исключения из учетных данных деревни Демино Пермского района признан недействующим. По протестам прокурора края отмены незаконные положения двух приказов Минсоцразвития Пермского края. В результате прокурорского реагирования восстановлены права граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнение обязанности постинтернатных воспитателей в отношении родственников, а также граждан, лишенных родительских прав в отношении одного из детей, на получение ежемесячного пособия на других рожденных детей. – Отмечая День работника прокуратуры, что Вы пожелаете своим коллегам, прошедшим через такой непростой для ведомства год? – Я хочу поблагодарить своих коллег за хорошую командную работу, выдержку и целеустремленность на пути реализации задач по обеспечению верховенства закона, защите прав человека и гражданина. Мы и дальше продолжим твердый курс на укрепление российской государственности. Любовь Соколова Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме