Исполнение в Пермском крае требований Земельного кодекса РФ об обеспечении земельными участками граждан, имеющих трех и более детей

Исполнение в Пермском крае требований Земельного кодекса РФ об обеспечении земельными участками граждан, имеющих трех и более детей В соответствии с пунктом 12 Плана работы прокуратуры края на 2-е полугодие 2012 года обобщена практика исполнения в Пермском крае требований части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ об обеспечении земельными участками граждан, имеющих трех и более детей, на предмет полноты принимаемых органами местного самоуправления и органами государственной власти края мер для реализации права на землю названной категории граждан. Обобщение проведено с привлечением 12 городских, районных прокуратур. С 17.06.2011 действует часть 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в соответствии с которой граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно из государственной и муниципальной собственности в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, также устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 33 ЗК РФ). С 16.12.2011 на территории Пермского края действует Закон Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» (далее – Закон края). С 30.11.2012 указанный Закон действует в новой редакции (значительно расширен круг лиц, имеющих право на льготное получение земельных участков в порядке части 2 статьи 28 ЗК РФ; введено дополнительное условие на реализацию права на землю – недопустимость совершения заявителями в течение последних двух лет сделок по отчуждению принадлежащих им земельных участков или их частей и др.). В целях реализации названного Закона на местах органами местного самоуправления должны быть приняты нормативные правовые акты: порядок ведения учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков, порядок формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, порядок распределения земельных участков, включенных в перечень, между многодетными семьями. Обобщение показало, что органами местного самоуправления, охваченными прокурорскими проверками, приняты необходимые нормативные правовые акты, в т.ч. по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования. Например, по результатам рассмотрения направленного прокуратурой г. Перми главе администрации г. Перми предложения в порядке статьи 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Постановлением администрации города Перми от 28.04.2012 N 198 утвержден Порядок ведения учета многодетных семей в г. Перми в целях предоставления земельных участков; Постановлением администрации города Перми от 20.06.2012 N 309 утвержден Порядок формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов в городе Перми. В ряде случаев отдельные положения принятых в рассматриваемой сфере муниципальных правовых актов не соответствовали федеральному законодательству. Например, Соликамской городской прокуратурой 25.10.2012 принесен протест на Постановление администрации Соликамского муниципального района N 49 от 14.02.2012 «Об утверждении положений и состава комиссии по учету многодетных семей и предоставлению земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства на территории Соликамского муниципального района». Указанный нормативный правовой акт с нарушением требований частей 5, 6 статьи 3 Закона края предусматривал процедуру возвращения заявления на «дооформление» в случае, если заявление не соответствует форме, установленной органом местного самоуправления. Решение о предоставлении земельного участка многодетным семьям в собственность может быть принято только в отношении земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям (далее – перечень). При этом земельные участки должны быть сформированы и отвечать определенным характеристикам (например, земельные участки для индивидуального жилищного строительства должны иметь техническую возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и др.). Формирование земельных участков, подлежащих включению в перечень, и их постановка на кадастровый учет осуществляются за счет средств местных бюджетов и межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (в соотношении: 95% от общей стоимости кадастровых работ из бюджета Пермского края и не менее 5% из бюджета муниципального образования). Бюджетами муниципальных образований, охваченных проверками, предусмотрены средства на формирование земельных участков для обозначенных целей. Межбюджетные трансферты из краевого бюджета начали поступать в муниципалитеты только в 3-м квартале текущего года, что обусловлено длительностью процедуры подготовки и принятия нормативно-распорядительных документов по распределению бюджетных средств. На момент проведения обобщения по итогам проведенных аукционов в 23 муниципальных образованиях Пермского края заключены контракты на формирование (выполнение кадастровых работ) в отношении 1177 земельных участков. Из 12 охваченных проверками районов фактически перечни были утверждены только в пяти муниципальных районах (Соликамский, Кунгурский, Кудымкарский, Лысьвенский, Пермский район). В тех районах, где земельные участки для предоставления многодетным семьям еще не сформированы, разработаны проекты перечней. Например, в Ильинском районе 21.06.2012 главой района утвержден проект перечня, сформированного на 65 земельных участков. Аналогичные проекты правовых актов разработаны органами местного самоуправления Соликамского городского округа (на 10 земельных участков для ИЖС), Добрянского муниципального района (на 48 участков), Краснокамского муниципального района (на 42 земельных участка). Медленные темпы реализации в крае требований части 2 статьи 28 ЗК РФ обусловлены прежде всего необходимостью нормативной регламентации порядка реализации названной федеральной нормы на региональном и муниципальном уровнях, а также корректировки соответствующих нормативных правовых актов с учетом их фактического применения на практике. Еще одним фактором, повлиявшим на процесс формирования перечней, являлось предусмотренное Законом края (в старой редакции) требование к характеристике включаемых в перечень земельных участков для индивидуального жилищного строительства (при отсутствии инженерной инфраструктуры) – наличие технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (в новой редакции Закона края предусмотрено наличие технической возможности подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а не технических условий). В результате изложенного на момент проведения обобщения фактически ни один гражданин не получил земельный участок в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 28 ЗК РФ. В ходе прокурорских проверок выявлены нарушения сроков опубликования перечней в средствах массовой информации и размещения их на официальном сайте органа местного самоуправления Пермского края (главе администрации Соликамского муниципального района прокурором внесено представление), сроков принятия решений о предоставлении земельных участков и об отказе в их предоставлении (представления об устранении таких нарушений внесены прокурором г. Перми, Соликамской городской прокуратурой, прокуратурой Нытвенского района). Наиболее частой причиной незаконных и необоснованных отказов в постановке на учет многодетной семьи для целей предоставления земельных участков являлись выводы в отношении «неполных семей» о том, что единственный родитель не является «одинокой матерью», «одиноким отцом». Так, прокуратурой г. Добрянки установлено, что администрацией Добрянского муниципального района отказано в постановке на учет семье гр. Бронниковой О.В. в связи с отсутствием официального статуса одинокой матери. 07.09.2012 прокуратурой города Добрянки в интересах Бронниковой О.В. направлено заявление в суд о признании решения администрации незаконным. Решением Добрянского городского суда требования прокурора г. Добрянки удовлетворены. Внесенные в настоящее время в Закон края изменения, касающиеся определения понятий «одинокая мать», «одинокий отец», исключают возможность неоднозначного толкования этих норм. Еще одной из причин отказа в постановке на учет являются выводы о несоответствии семьи предусмотренным Законом края условиям: об обязательном совместном проживании всех членов многодетной семьи на дату подачи заявления, о проживании в Пермском крае не менее пяти лет. Так, прокуратурой Ильинского района установлен факт отказа в постановке на учет по заявлению гр. Паутовой О.В., не состоящей в зарегистрированном браке, воспитывающей трех детей. Причиной принятия решения об отказе в постановке указанной семьи на учет послужило отсутствие документов, подтверждающих совместное проживание всех членов многодетной семьи на территории Ильинского муниципального района, а также отсутствие документов, подтверждающих регистрацию членов указанной семьи по месту жительства на территории Ильинского муниципального района не менее 5 лет. 13.06.2012 прокуратура Ильинского района обратилась в суд с исковым заявлением в защиту прав Паутовой О.В. Решением Ильинского районного суда от 22.06.2012 требования прокурора удовлетворены. При аналогичных обстоятельствах прокуратурой Ильинского района восстановлены права гр. Цыбина В.А., по заявлению которого председателем комитета «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района принято незаконное решение об отказе в постановке на учет многодетной семьи для предоставления земельных участков в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт проживания на территории Ильинского муниципального района не менее 5 лет. 13.06.2012 прокуратура Ильинского района обратилась в суд с исковым заявлением в защиту прав Цыбина В.А. В ходе рассмотрения указанного искового заявления требования прокуратуры Ильинского района ответчиком удовлетворены добровольно, в связи с чем 25.06.2012 Ильинским районным судом вынесено определение о прекращении производства по делу. Прокурорами выявляются факты требования от заявителей дополнительных документов, не предусмотренных законодательством. Вопрос реализации в крае части 2 статьи 28 ЗК РФ остается на контроле органов прокуратуры края. Территориальные прокуроры ориентированы на необходимость акцентирования внимания на полноту и своевременность принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, необходимых для реализации прав граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельных участков, а также на полноту и своевременность выделения бюджетных средств на формирование перечней, осуществление контроля за целевым расходованием таких средств, на выявление и пресечение фактов бездействия органов местного самоуправления либо совершения неправомерных действий, нарушающих права (препятствующих реализации прав) граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельных участков. Андрей Кисель, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края, юрист 1-го класса Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме