Исполнение законодательства при ведении регистра нормативных правовых актов

Исполнение законодательства при ведении регистра нормативных правовых актов Исполнение законодательства при ведении регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления в администрации губернатора Пермского края. Согласно п. 64 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов. В соответствии с ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Порядок ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края определен Законом Пермского края от 02.03.2009 № 390-ПК «О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края» (далее – Закон № 390-ПК). Согласно ст. 3 Закона № 390-ПК формирование и ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края (далее – Регистр) осуществляется уполномоченным государственным органом Пермского края. Органом, уполномоченным на ведение Регистра, является администрация губернатора Пермского края (Указ губернатора Пермского края от 12.10.2009 № 49). Направление муниципальных правовых актов и дополнительных сведений к ним в уполномоченный орган для включения в Регистр осуществляется органами местного самоуправления ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ч. 1 ст. 6 Закона № 390-ПК). Законом № 390-ПК предусмотрена обязанность органов местного самоуправления, которые отвечают за полноту и достоверность направляемых сведений, обеспечивать направление копий актов и дополнительных сведений к ним для включения в Регистр. На 01.10.2010 из 359 муниципальных образований края муниципальные нормативные правовые акты для включения в Регистр представляли 316 муниципальных образований (87%). На 01.10.2011 – 348 (97%) из 359; на 21.09.2012 – 350 (98%) из 358. До настоящего времени не представляют сведения для включения в Регистр восемь сельских поселений различных муниципальных районов. На 01.10.2010 в Регистр включено 5683 муниципальных нормативных правовых акта; на 01.10.2011 – 42522; на 21.09.2012 – 62423. Органы местного самоуправления обеспечивают поступление в департамент актов (и дополнительных сведений к ним) почтовыми отправлениями, лично или через систему электронного документооборота. Обработка поступившей от органов местного самоуправления информации осуществляется следующим образом:
  1. Муниципальные правовые акты и дополнительные сведения к ним, поступившие на бумажном носителе, регистрируются в журналах с присвоением порядкового номера регистрации. Акты, поступившие в электронном виде, заносятся в электронный архив с указанием месяца поступления и органа местного самоуправления муниципального образования.
  1. После регистрации акта осуществляется его первичная юридическая обработка с целью определения характера акта (признаков нормативного акта, ненормативного акта).
  2. После первичной юридической обработки поступившие муниципальные нормативные правовые акты включаются в информационную систему «Регистр муниципальных нормативных правовых актов».
Проверка, проведенная прокуратурой края, выявила многочисленные случаи внесения в Регистр актов, не являющихся нормативными. В рамках реализации Закона № 390-ПК и Указа губернатора Пермского края от 29.06.2010 № 39 «Об утверждении Порядка проведения проверок полноты, достоверности и своевременности представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края сведений для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края» в целях оценки полноты и достоверности сведений, представленных для включения в Регистр, Департаментом проведено:
  • в 2010 году – 5 проверок. В результате проверок выявлены нарушения в части непредставления или несвоевременного представления нормативных правовых актов для включения в Регистр. Заключения о результатах проверок направлены в органы местного самоуправления. Муниципальные нормативные правовые акты, выявленные в ходе проверки, направлены для включения в Регистр;
  • в 2011 году проверки не проводились, в связи с тем что Осиновское, Крюковское, Плишкаринское сельские поселения Еловского муниципального района, в отношении которых планировалось провести проверки, были преобразованы путем объединения с Еловским и Брюховским сельскими поселениями;
  • в 2012 году в соответствии с утвержденным графиком проведено 17 проверок органов местного самоуправления, входящих в состав Пермского муниципального района. Выявленные в ходе проверок нарушения указаны в заключениях, которые направлены в соответствующие органы местного самоуправления.
Также в ходе проверки установлено, что органы местного самоуправления повсеместно не направляют для включения в Регистр акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных нормативных правовых актов (протесты, представления, заявления в суд), решения, постановления и определения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов. Согласно статистическим данным только за 9 месяцев 2012 года органами прокуратуры края оспорено 3511 актов органов местного самоуправления. При этом 2730 актов удовлетворено, незаконные правовые акты отменены или изменены. Однако, по данным Департамента, органами местного самоуправления в 2012 году представлено только 29 протестов и лишь 4 решения судов. Выявленные при проверке нарушения свидетельствуют о том, что Департаментом уделяется недостаточное внимание работе в данном направлении. Вместе с тем проверка показала, что в части применения ответственности к органам местного самоуправления за нарушение законодательства соответствующие полномочия у Департамента отсутствуют. Во исполнение требований Закона № 390-ПК, Указа губернатора Пермского края от 14.04.2010 № 19 «Об утверждении Порядка проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов» с 15 апреля 2010 года работниками Департамента проводится юридическая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, включенных в Регистр. Всего по состоянию на 21.09.2012 проведена юридическая экспертиза 1405 муниципальных нормативных правовых актов, что составляет 2,25% от общего количества нормативных правовых актов, включенных в Регистр. По результатам проведенной юридической экспертизы подготовлены заключения:
  • о соответствии муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, региональному законодательству, уставу муниципального образования – 357 экспертных заключений (25% от общего количества экспертных заключений);
  • о несоответствии муниципального нормативного правового акта полностью или в части Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, региональному законодательству, уставу муниципального образования – 551 экспертное заключение (40% от общего количества экспертных заключений);
  • с рекомендациями по изменению муниципальных нормативных правовых актов – 497 экспертных заключений (35% от общего количества экспертных заключений).
Отрицательные экспертные заключения и заключения с рекомендациями направлены в органы местного самоуправления, принявшие муниципальные нормативные правовые акты. По результатам рассмотрения экспертных заключений приведено в соответствие с законодательством 202 муниципальных нормативных правовых акта. По информации Департамента, из 62423 муниципальных нормативных правовых актов, включенных в Регистр, 19950 не требуют самостоятельной юридической экспертизы. Вместе с тем выборочная проверка муниципальных нормативных правовых актов, включенных в Регистр, в отношении которых указано, что проведение юридической экспертизы не требуется, показала, что проведение юридической экспертизы является обязательным. По результатам проведенной проверки прокуратурой края направлено представление губернатору Пермского края об устранении нарушений законодательства при исполнении государственного полномочия по организации и ведению Регистра муниципальных правовых актов Пермского края. Е.В. Шишкина, старший прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства, младший советник юстиции Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме