Во второй половине XIX века в России в рамках проводимых Александром II либеральных реформ было произведено коренное преобразование судебной системы, созданной еще Екатериной II и существовавшей почти сто лет. В 1864 году был создан новый единый суд в соответствии с общемировыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п. 20 ноября 1864 года были обнародованы Судебные Уставы, которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились не существовавшие ранее суды — мировые. С этого времени началась новая история судебной власти в России. Реформа по стране проходила поэтапно, медленными темпами, поэтому в Перми, например, мировые судьи начали действовать только в 1873 году. Впервые пермская общественность познакомилась с новыми Судебными Уставами 7 декабря 1871 года, когда в большом зале Благородного собрания чиновником губернского судебного ведомства Н.И. Грацинским была прочитана лекция «О Судебных Уставах 20 ноября 1864 года». Но только через год, 12 декабря 1872 года, было Высочайше утверждено решение Государственного Совета о введении в Пермской губернии мировых судебных установлений. В течение 1873 года шли подготовительные работы, и в декабре 1873 года первые мировые судьи, избранные на заседаниях уездных земских собраний Пермской губернии, приступили к судебной деятельности. 1 сентября 1874 года в Перми состоялось открытие нового окружного суда. Структура новой системы была такова: низшее звено — мировые суды, функцию вышестоящего суда выполнял съезд мировых судей, за ним следовал окружной суд, далее — судебная палата Пермской губернии, и аналогом нынешнего Верховного Суда выступал Сенат. Должность мирового судьи считалась общественной службой, была выборной и состояла в высоком пятом классе. Участковый мировой судья избирался сроком на три года уездным Земским Собранием. Требования, которые предъявлялись к мировому судье, были достаточно высокими. Это должен был быть обязательно мужчина старше 25 лет, обладающий безупречной репутацией — «неопороченностью» (то есть не находившийся под следствием или судом, не бывший несостоятельным должником и т.п.) и солидным состоянием. Имущественный ценз (а в его рамках земельный) был основным цензом, на основе которого формировался корпус мировых судей, он предполагал владение недвижимой собственностью, оцененной в 6 тысяч рублей и более, или земельным наделом — в зависимости от стоимости земли в размере от 400 до 950 десятин. Кроме того, мировым судьей мог стать только местный житель. Закон поставил это условие, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с нравами, обычаями, людьми. В соответствии с царским указом от 18 марта 1866 года определялось понятие «местный житель»: им считался человек либо проживавший в уезде, либо просто имевший в нем землю. Идеальным для кандидата в мировые судьи считался вариант, когда эти условия совпадали. В соответствии с требованиями образовательного ценза кандидат в мировые судьи должен был иметь высшее (возможно не юридическое) или хотя бы среднее образование, причем и данное требование не было обязательным для лиц, имеющих стаж работы в учреждениях судебного ведомства не менее трех лет — в таких должностях, которые «позволяют получать необходимые практические сведения». Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом. Право избрания на должность мирового судьи было признано за выходцами из всех слоев населения. Социальный состав мировых судей отражал общие процессы социально-экономического развития страны и формировался из представителей дворянства и набиравшего силу торгово-промышленного класса. В Пермской губернии в 1885 году в составе 64 участковых мировых судей числились 18 дворян, 39 чиновников, 4 купца, 2 крестьянина, 1 мещанин. Для лиц недворянского сословия серьезным препятствием к занятию должности мирового судьи являлось сочетание имущественного ценза с образовательным. Вообще квалифицированных юристов в то время в стране не хватало: за период с 1840 по 1863 год юридическое образование в России получили лишь 3650 человек. Между тем только мировых судей требовалось не менее 1320. Население страны составляло в то время около 85 млн. человек. От кадрового голода страдал не только мировой суд, но и вся российская правовая система. Преодолеть такой грандиозный дефицит можно было только путем достаточно мягких требований образовательного ценза. Официальная же точка зрения Государственного Совета на эту проблему была выражена следующим образом: «Мировой судья должен пользоваться особым доверием местных жителей, а доверие это он может заслужить не столько юридическим образованием, сколько знанием народных понятий, нравов, обычаев». Являясь выборным представителем общества, мировой судья числился в штате Министерства юстиции, обладал неприкосновенностью, несменяемостью (в пределах своего срока службы) и нес дисциплинарную и уголовную ответственность за упущения по службе на тех же основаниях, что и судьи общих судебных мест. Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или обществе иную службу. Производство дел у мирового судьи состояло в устном и непосредственном разборе, который должен был оканчиваться, по возможности, в одно заседание. Интересно, что при этом потерпевший фактически выполнял и роль обвинителя. Ему предоставлялось право обличать обвиняемого перед судом, он давал не показания, а объяснения, которые рассматривались в качестве доказательств. Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, В отличие от мировых судей, практиковавших на своих участках и получавших вознаграждение за свой труд, почетным мировым судьям вознаграждения не платили. Естественно, что кандидатами в почетные мировые судьи могли быть только лица, имевшие значительный доход, то есть самые крупные помещики, купцы или промышленники, отставные военные, отставные статские чиновники или чиновники высокого ранга из общих судов. Так, почетным мировым судьей Пермского уезда избирался известный промышленник, купец и общественный деятель И.И. Любимов. Почетные мировые судьи не имели определенного участка и рассматривали судебные дела только в тех случаях, когда сами стороны обращались к ним с соответствующей просьбой. Они же могли участвовать в заседании окружного суда при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если член окружного суда по каким-либо причинам не мог участвовать в процессе или выбыл из него. В середине 80-х годов XIX века выборные мировые судьи по численности представляли внушительный отряд судебных деятелей России, составляя приблизительно 27% от их общего числа (17 127 человек). В 1884-1885 годах, когда появились первые официальные данные Министерства юстиции, в 353 судебно-мировых округах работали 4707 выборных мировых судей (1469 участковых и 5238 почетных). Мировой судья в своей деятельности руководствовался законом и решениями кассационных департаментов Сената. Правовые источники дополняли друг друга, но в целом система права страдала несогласованностью и противоречивостью своих элементов, и после принятия Судебных Уставов «ощущалась необходимость нового органического гражданского и уголовного законодательства в замену пестрого свода законов». Недостатки материального права в какой-то степени компенсировались демократическим характером судебного процесса, поэтому судебные процедуры получили особое значение при разбирательстве дел у мирового судьи. Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам. Даты проведения съездов определяли земские собрания. Границы судебно-мировых участков Пермской губернии также устанавливались решениями земских собраний, границы были согласованы с губернатором, утверждены Министерством юстиции и Правительствующим Сенатом, при этом Правительствующий Сенат в своем указе по этому поводу подчеркивал возможность создания в случае необходимости новых участков: «...Земским собраниям предоставляется право пересмотреть постановления их по сему предмету в установленном порядке». Этим правом воспользовалась управа Пермского уезда, который первоначально был разделен на семь участков. В январе 1874 года Пятое чрезвычайное уездное Земское Собрание приняло решение о создании восьмого судебного участка. В результате был открыт восьмой участок в поселении Мотовилихинского завода. Создание института мировых судей в Пермской губернии повлекло за собой необходимость оборудовать не только кабинеты для работы мировых судей, но и устройство помещений для задержанных, наем помещения для заседания съезда мировых судей, оплату отопления, освещения, для каждого уезда по секретарю съезда мировых судей с помощником и, как минимум, трех судебных приставов, строительство и содержание мест заключения (там, где заседал мировой судья, были построены тюрьмы). К расходам по деятельности мировых судей были отнесены и «Вознаграждения священникам за привод к присяге у мировых судей». Все лица, оказывающиеся участниками судебного разбирательства, приводились к присяге священниками или муллами. Неслучайно этой необычной теме «О вознаграждении священников за привод к присяге в камерах мировых судей лиц» уделяли внимание съезды мировых судей Пермской губернии. Например. съезд мировых судей Пермского уезда постановил оплачивать православным священникам и муллам (если приводили к присяге мусульман) по 1 рублю в день, в который они будут приглашены к мировому судье. Подобные приглашения были довольно часты. Например, к мировому судье Добрянского участка священник был приглашен за 4 месяца 61 раз. Обслуживание деятельности мировых судей Пермского уезда полностью финансировалось из бюджета уездных земских собраний. В постоянные расходы Пермского уездного земства, например, в 1874 году были заложены: по 2200 рублей на жалование мировым судьям и по 300 рублей каждому судье на оплату судебного участка. А кроме того, было потрачено на первоначальною обстановку семи мировым судьям из расчета на каждого судью по 400 рублей. В деловую обстановку помещения мирового судьи, кроме книг с законами Российской Империи, входили: портрет государя императора, часы, аналой для привода к присяге свидетелей, икона, кресло для судьи, столы для судьи, секретаря и канцелярии, сукно для стола судьи, сундук для денег и документов, вывеска, колокольчик, печать, знак судьи. Земские расходы на мировые суды отличались устойчивостью и обнаруживали тенденцию к постоянному возрастанию (с 1871 по 1889 год они увеличились в 1,2 раза — с 3 779 520 рублей до 4 654 318 рублей). На содержание судебно-мирового института уездные земства не получали ни государственных пособий, ни отчислений от судебно-мировой деятельности. Гражданское производство у мировых судей освобождалось от гербового сбора и судебных пошлин — так достигалась доступность и дешевизна мирового суда. Мировой судья должен был присутствовать в камере (кабинете) ежедневно, за исключением праздничных дней и дней присутствия на заседаниях съезда мировых судей. Присутствие городских участковых мировых судей открывалось не позже 11 часов, а уездных — 10 часов утра; закрывалось же присутствие по окончании рассмотрения всех дел, назначенных к рассмотрению, и принятия прошений и жалоб от лиц, находившихся в камере. По мере необходимости мировой судья мог назначить заседание в вечернее время и даже в неприсутственные дни. Жители Пермской губернии способствовали созданию популярности мирового суда, так как помимо быстрого судебного решения, были и вежливость, и равное со всеми обращение со стороны судей. Только представители привилегированного сословия отвечали иногда, на первых порах, на вежливую манеру судей ропотом и выходками в дворянской манере. На протяжении четверти века мировые судьи Пермской губернии функционировали, водворяя в пермском обществе идею законности и уважения к личности, охраняя имущественные права. В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны: — иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 рублей; — иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 рублей или же во время предъявления иска ущерб не мог быть положительно известен; — иски о личных обидах и оскорблениях; — иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев. Мировые судьи рассматривали дела всех сословий, включая крестьян, если их дела превышали ведомство волостного суда или второй стороной являлось лицо не крестьянского сословия. Возможности обращения к мировому судье не были ограничены никакими формальностями и обеспечивали доступность мирового суда для лиц любого возраста, социального положения и уровня грамотности. Право окончательного решения незначительных дел, возможность заочных приговоров, наличие института поверенных и другие процедуры позволяли мировому судье без долгих проволочек принимать решения, а пострадавших освобождало от долгих хождений по инстанциям. Анализ гражданских и уголовных дел, которые рассматривались мировыми судьями в Пермской губернии, свидетельствует о большом их диапазоне: это дела, связанные с имущественными отношениями, — иски о пользовании различными сельскохозяйственными постройками (гумном, баней, жатвенной машиной, молотилкой. веялкой, лесопилкой); дела об утверждении в правах наследства, о восстановлении прав нарушенного владения усадьбой и сносе незаконных построек. Довольно часто встречались дела, связанные с изготовлением и сбытом фальшивых денег, а также с оскорблениями и нанесениями побоев. Так, в 1886 году было возбуждено дело на мещанина г. Перми Иванова И.С., который обвинялся в буйстве и оскорблении полицейского служителя. Немало уголовных дел заводилось за мелкие хищения, кражи и прочие «незначительные нарушения» закона, порой весьма забавные. Так, уголовное обвинение было выдвинуто против крестьянки Осинского уезда Томиловой А.К. за кражу у чиновницы Бенкек Е.Н. чайной ложки; уголовное дело было заведено и на крестьянина Харюшина И.С., который украл одеяла и подушки из Пермской духовной семинарии. Мировым судьей 1-го участка Пермского судебно-мирового округа рассматривалось уголовное дело по обвинению в клевете, которую «произвели Швейцер Осип Федоров и Вялых Дарья Ивановна на Путину Федору Петровну». Уголовное дело заводилось и на пермского мещанина Юшкова «за непринятия мер предосторожности при содержании собаки». Мировой суд создавался в качестве суда примирения — «хранителя мира», но возможности примирения были серьезно ограничены в уголовных делах характером дел. В гражданском процессе допускалась обычная сделка посредством суда и «третейский» суд, известный в России со времен Соборного уложения 1649 года. Согласно статье 30 «Устава гражданского судопроизводства» мировой судья в качестве «третейского» мог до 1887 года рассматривать по просьбе обеих сторон всякий спор и иск любой ценности без записи и соблюдения формальностей судопроизводства. Право обращения к «третейскому» суду вытекало из неограниченного права собственности, но не распространялось на казенные, земские, городские учреждения и на сельские общества. В деятельности мирового судьи соединялись такие процессуальные действия, как дознание, следствие, судебное разбирательство и даже арест. Разбирательство в мировых судах проходило открыто, публично и с участием сторон. Мировые судьи рассматривали в начале своей деятельности по 1-2 дела в день, а в 1880-е годы — по 2-3 дела. Судебное законодательство создавало такие условия, чтобы мировые судьи действовали в одном направлении с земствами, добиваясь развития правовой и общей культуры населения. Мировой суд в пределах своей подведомственности являлся гарантом законности избирательных кампаний и порядка во время проведения земских и дворянских собраний и обеспечивал исполнение обязательных постановлений земских собраний жителями губерний (противопожарных и санитарных правил, различных такс о порубках в лесах, о потравах полей и т.п.). Больший достижением регулирования властно-распорядительных отношений на местах был порядок привлечения к судебной ответственности должностных лиц земского самоуправления за должностные преступления и проступки. Передача таких дел общим судебным местам (председателей и членов управ — судебным палатам, а служащих по найму — окружным судам) являлась вполне оправданной мерой с позиций значимости земства в общественной жизни и независимости мирового суда. Принципы устройства мировой юстиции, утвердившиеся в 1870-1880-х годах, только отчасти отразили первоначальную идею ее учреждения, но в общем, они составляли несомненные юридические улучшения судоустройства в России. Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу. С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном — инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя. Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению. Но были у системы мировых судей и серьезные недостатки. Самый главный недостаток юристы видели в том, что институт мировых судей не затронул дореформенных волостных судов, которые, сохранившись с 1861 года, оказались за рамками судебной системы, обновленной Уставами 20 ноября 1864 года. Образовалась несуразность: судебная реформа, проистекая из реформы крестьянской, оставила в стороне самый многочисленный слой населения — крестьян. Поэтому вскоре, учитывая первый опыт деятельности мировых судей, правительство приступило к совершенствованию данного института. 29 января 1889 года император Александр III на проекте о земских начальниках написал: «...желаю, чтобы мировые судьи в уездах были упразднены для того, чтобы обеспечить нужное количество надежных земских начальников в уезде...» Таким образом, просуществовав 25 лет, мировые суды были упразднены. Закон от 12 июня 1889 года сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных местах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же, в том числе и в Пермской губернии, судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства, — то есть произошло соединение административной и судебной власти. Появляются: по первой инстанции — земские начальники и городские судьи, назначаемые губернатором; по второй — уездные съезды земских начальников, выполнявшие роль кассационных судебных институтов; и по третьей — Пермское губернское присутствие. В 1912 году Министерством юстиции был подготовлен проект закона о преобразовании местных судов, который 12 июня того же года был утвержден Государственной Думой. Законом предусматривалось восстановление института мировых судей, однако в Пермской губернии полного воплощения в жизнь этот замысел так и не получил, хотя работа мировых судей и почетных мировых судей продолжалась там до 1919 года. Последние выборы мировых судей в Пермской губернии произошли в январе 1918 года в Чердынском уезде. С установлением Советской власти была сломана царская судебная система и окончательно ликвидирована мировая юстиция. Пункт 2 Декрета о суде от 24 ноября 1917 года гласил: «Приостановить действующий доныне институт мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых нет — уездными, городскими и губернскими Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов». Идея возрождения института мировых судей как судебного органа, максимально приближенного к населению, возникла после крушения Советской власти. Она была прописана в Концепции судебной реформы РСФСР, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года. 17 декабря 1998 года принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», открывший новую страницу в истории мировой юстиции нашей страны. Материалы по теме ИСТОЧНИК// Материал предоставлен Первому Пермскому Правовому Порталу Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Пермского края