В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011, изм. от 28.07.2012) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 135) с конца 2007 года определился ныне действующий юридический статус оценщика (наибольшее количество изменений, связанных именно со статусом оценщика, было внесено Федеральным законом от 27.07.2006 № 157-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Согласно статье 4 ФЗ № 135 субъектом оценочной деятельности признается физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность. В частности, указано, что оценщик, являясь субъектом оценочной деятельности, осуществляет профессиональную деятельность по установлению в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Причем оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует требованиям, установленным статьей 15.1 ФЗ № 135 («Обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор»). Несмотря на принятые изменения, в настоящее время (март 2013 г.) на территории Российской Федерации оценщики работают в основном как индивидуальные предприниматели либо по найму у юридического лица. Оценщиков, занимающихся частной практикой, единицы. Данное явление вполне объяснимо, так как нормативные правовые акты такого исполнительного органа, как Федеральная служба по финансовым рынкам (основной нормативно-правовой акт, закрепляющий статус данного органа, – Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 № 717 (ред. от 05.05.2012)), указывают в качестве обязательного условия регистрацию оценщика как индивидуального предпринимателя либо представление сведений о его работе у юридических лиц. Иные условия, в частности работа как частного лица, не рассматриваются. Надо сказать, что в целом это устраивало и оценщиков: меньшее налогообложение, больше прозрачности в работе с клиентами, иная имущественная ответственность. При этом четкого указания на возможность оценщика осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя нет ни в ФЗ № 135, ни в других нормативно-правовых документах. Иначе говоря, в нормативных документах по этому вопросу имеется разночтение, что не облегчает выбор оценщика. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы такой позиции. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – ФЗ № 129). Согласно статье 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вести предпринимательскую деятельность самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя может физическое лицо, достигшее по законодательству Российской Федерации полной дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, должно выступать под своим именем (ст. 19 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель может стать работодателем, вступая в трудовые отношения с другими физическими лицами – работниками по найму. При этом индивидуальный предприниматель несет ответственность за свою предпринимательскую деятельность всем своим имуществом, включая имущество, которым он владеет как физическое лицо. Помимо имущественной ответственности, индивидуальный предприниматель несет и налоговую ответственность. Он самостоятельно выбирает подходящую систему налогообложения. Это может быть либо общая система налогообложения, либо упрощенная. Различаются они существенно. При общей системе налогообложения предприниматель должен перечислять в бюджет все налоги и взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) в виде фиксированного платежа. Упрощенная система подразумевает замену всех налогов одним (именно налогов, обязанность по перечислению взносов в ПФР остается). Соответственно, уменьшается и количество отчетности, которую нужно сдавать в налоговую инспекцию. При этом также снижается совокупное налоговое бремя. Если при общей системе налогообложения один только налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 13 процентов, то ставка упрощенной системы налогообложения (УСН), заменяющей куда большее количество налогов, составляет 15 процентов. А если налогоплательщик согласен платить налог не с прибыли, а с доходов, то согласно статье 346.20 («Налоговые ставки») Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) ставка будет и того ниже – всего 6 процентов. Еще одним несомненным плюсом «упрощенки» является отсутствие механизма амортизации основных средств (далее – ОС). Стоимость ОС, приобретенных и оплаченных в период применения упрощенной системы налогообложения, включается в расходы равными частями в течение налогового периода (п. 3 ст. 346.16 НК РФ («Порядок определения расходов»)). Какова же система налогообложения при работе оценщика в качестве самостоятельного лица, ведущего частную практику? Разъяснение этого вопроса содержится в письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 26 ноября 2008 года № 03-04-06-01/354, в котором указывается, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ («Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами») нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном существующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога? на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со статьей 227 НК РФ. Таким образом, оценщик, занимающийся частной практикой, обязан самостоятельно производить исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 227 НК РФ, что предполагает обложение доходов по ставке 13 процентов. Для проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. В то же время принятые изменения в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» (Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») ввели понятие хозяйствующего субъекта, под которым понимается следующее: