Вопросы, связанные с реформированием судебной системы, непосредственно коснулись такой категории дел, как оспаривание решений о привлечении к административной ответственности. В частности, исходя из складывающейся судебной практики более четко определена компетенция арбитражных судов по рассмотрению вышеуказанной категории дел. Заинтересованному лицу при решении вопроса об обращении в арбитражный суд с соответствующим заявлением необходимо обратить внимание на следующее. Арбитражные суды рассматривают дела об обжаловании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности при наличии следующих критериев: 1. Административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота. 2. Данное правонарушение совершено в процессе осуществления указанным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства РФ, регулирующего данный вид деятельности и устанавливающего правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем особое внимание следует обратить на обязательность применения судами п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». Из правовой позиции, изложенной высшей судебной инстанцией, следует, что если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, то жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Применение данной позиции при решении вопроса об обращении в суд позволит заявителю существенным образом сократить время на ожидание судебного акта, рассмотренного в соответствии с правилами подведомственности. Кроме того, следует также обратить внимание на особый порядок обращения в Верховный Суд Российской Федерации с кассационными жалобами на судебные акты по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности. В настоящее время в арбитражных судах всех инстанций рассмотрение вышеуказанной категории дел осуществляется в соответствии с нормами гл. 25 АПК РФ, в том числе сохраняется порядок подачи документов в электронном виде через систему «Мой арбитр». Исключение составляют обращения по делам об административных правонарушениях в Верховный Суд Российской Федерации, поскольку в соответствии с Временным порядком подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2014) производство по делам об административных правонарушениях осуществляется по правилам КоАП РФ (гл. 30). Татьяна Мещерякова, заместитель председателя Арбитражного суда Пермского края Первый пермский правовой портал Материалы по теме