Подробностями делится прокурор Пермского края Александр БЕЛЫХ. Проверки внеплановые... – Александр Юрьевич, готова ли прокуратура края к расширению сферы действия Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»? – Да, безусловно. Тем более что весной законодатель внес еще изменения в Федеральный закон N 294-ФЗ. Теперь контрольные органы обязаны согласовывать с прокуратурой внеплановые проверки индивидуальных предпринимателей и всех юридических лиц. Ранее речь шла только о представителях малого и среднего бизнеса (п. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ). Не случайно на 50% выросло число заявлений, поступивших в органы прокуратуры края по вопросу согласования выездных внеплановых проверок. Однако мы справляемся с нагрузкой, все заявления рассматриваются в срок. Ни одно решение прокуратуры пока не признано незаконным. – Когда вы отказываете во внеплановой проверке? – Когда для этого отсутствуют законные основания. Под «основаниями» законодатель подразумевает причинение вреда здоровью граждан, окружающей среде, памятникам культуры, причинение ущерба безопасности государства... Другой вариант – угроза причинения вреда (п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ). Иногда понимание контролирующими органами угрозы причинения вреда расходится с нашим пониманием. Так, в сентябре Госпожнадзор намеревался осуществить внеплановую проверку управляющей компании «Комфорт-Прикамье». Причиной явилась жалоба гражданина о груде обрезанных веток у его дома. Прокурор Свердловского района Перми посчитал, что здесь отсутствует угроза для жизни и здоровья граждан, так как вопросы благоустройства, как правило, не затрагивают компетенцию органов Госпожнадзора. Еще одной причиной отказа в проверке является несоблюдение требований к оформлению решения контролирующего органа. Сюда же относится отсутствие документов, которые подтверждают обоснованность выездной внеплановой проверки. Отказ по формальным основаниям не лишает контролирующее ведомство возможности устранить нарушения и вновь обратиться к нам. ...и плановые – Каковы результаты формирования сводного плана проверок на 2011 год? – Всего контрольно-надзорными органами предполагалось провести свыше 15 тысяч плановых контрольных мероприятий, однако более 4 тысяч из них были исключены из сводного плана как не соответствующие требованиям действующего законодательства. В основном из планов удалены проверки в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, срок предыдущей проверки, в отношении которых, либо дата их государственной регистрации составляют менее трех лет. Также исключены из планов и организации, на которые положения Федерального закона N 294-ФЗ не распространяются (муниципальные образования). В ходе формирования указанного плана большинством контролирующих органов были учтены предложения прокуратуры края о проведении совместных проверок в одних тех же хозяйствующих субъектах, что в значительной степени облегчит жизнь предпринимателей. На сегодняшний день любой предприниматель или иное заинтересованное лицо может ознакомиться с планом. Достаточно зайти на сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации или сайт прокуратуры Пермского края и, задав параметры поиска, получить необходимую информацию о проверках интересующей вас организации. – Что означает для предпринимателя сводный план? – Эта норма означает, что контролеры могут прийти с плановой проверкой только в ту компанию, обоснованность визита в которую подтверждена прокурором. Если проверки нет в сводном плане, то ее результаты можно оспорить (ч.ч. 2, 3, 12 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ). В сводном плане для каждой фирмы указана цель проверки. Отклонение от цели можно обжаловать в суде и (или) в вышестоящем для инспекторов контролирующем органе (ст. 15, 20 Федерального закона N 294-ФЗ). В сводном плане названы сроки и длительность проверки. Если контролирующие органы осуществляют выезд по плановым проверкам только к субъектам малого предпринимательства в не установленные по планам сроки и не соблюдают время проверки, это является грубым нарушением закона. Результаты такой проверки могут быть признаны недействительными. Для малого бизнеса существует общий лимит проверочного времени. (О количестве визитеров речь не идет.) Для малых предприятий – 50 часов в году. Для микропредприятий – 15 часов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ). Как только очередной инспектор исчерпал общий лимит, у предпринимателя появляется право оспорить результаты последующих плановых проверок. (Пусть даже они выявят очевидные нарушения.) Длительность проверок подсчитывается в журнале учета проверок, который ведет фирма. Надзор за контролерами – Летом Генеральная прокуратура РФ выявила случаи выездных внеплановых проверок без согласования, когда оно требовалось по закону... – Да, итогом стало наступление административной ответственности для должностных лиц контролирующих органов (ст. 19.6.1 КоАП РФ, действует с 13 августа 2010 года). У нас такие факты были скорее единичными и до вступления в силу данной нормы. Мы каждый год проверяем все контролирующие органы, действующие на территории края. Их мониторингом также занимаются городские и районные прокуроры. – Например? – Например, Управление Россельхознадзора по Пермскому краю. Мы выяснили: в 2009 году управление проводило внеплановые проверки без согласования с прокуратурой. Основания для их проведения отсутствовали. Несколько раз в течение года управление издавало распоряжения о проверке одних и тех же организаций. Выявили мы и нарушения порядка уведомления о начале плановой проверки. В настоящее время данное ведомство эти нарушения не допускает. Поймите правильно, мы не ограждаем предпринимателей от контролирующих органов, а следим за соблюдением закона. Скажем, предприниматель виновен, а контролирующий орган не решает вопрос о привлечении его к административной ответственности, или выдал предписание и не интересуется, как оно исполнено. В обоих случаях мы обязаны реагировать. Незаконные акты – Контролирующие ведомства издают не только предписания? – Не только. – Как в этом случае поступает прокуратура? – Прокуратура раз в месяц анализирует региональные и муниципальные нормативные акты. В 2009 году мы опротестовывали немало муниципальных актов, которые устанавливали правила продажи сотовых телефонов, бывших в употреблении. Здесь местные власти вторгались в компетенцию Правительства РФ (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»). Попытки установить правила продажи отдельных товаров перекочевали и в 2010 год. Последний случай относится к Коми-Пермяцкому округу. Там глава Белоевского поселения полностью запретил продажу спиртных напитков во время праздников в местах скопления публики и рядом с ними. Однако во время праздников законодатель и так запрещает продажу алкоголя крепостью выше 15 градусов (ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ). В 2010 году издавались акты, которые необоснованно наделяли местные администрации контрольными функциями. Особенно часто это случалось в сфере строительного надзора. Некоторые акты устанавливали ненадлежащий порядок муниципального контроля. Так, по жалобе предпринимателя прокурор Дзержинского района Перми опротестовал распоряжение главы администрации района «Об утверждении Положения об инспекции по контролю за использованием территории района». (Инспекция незаконно наделялась полномочиями запрашивать у организаций, их должностных лиц информацию, в том числе письменные объяснения.) После протеста прокурора в акт внесены изменения. Глас предпринимателя – На что еще жалуются предприниматели? – В первую очередь – на нарушение своих прав во время проверок. Соответственно, бизнесмены чаще жалуются на те органы, которые проводят больше всего проверок. Это Роспотребнадзор, Госпожнадзор и Госинспекция вневедомственного контроля (бывшая Жилищная инспекция). В 2010 г. в органы прокуратуры поступило 63 обращения, что пока свидетельствует о достаточно низкой активности субъектов предпринимательства. Но примеры имеются: жалоба предпринимателя на Управление Государственного автодорожного надзора по Пермскому краю. Наша проверка показала, что управление выдавало лицензионные карточки на произвольный срок – в нарушение законодательства о лицензировании перевозок пассажирским транспортом. То есть лицензиаты принуждались к повторному обращению в контролирующий орган за лицензионными карточками. Было обращение, касающееся материальной поддержки, которую органы власти оказывают малому бизнесу. Претензии предпринимателя оказались необоснованными. Кстати, Программу развития малого и среднего предпринимательства на 2008-2011 годы (Закон Пермского края N 352-ПК) мы рассматривали в сентябре на заседании Общественного совета по защите прав малого и среднего предпринимательства при прокуратуре края, а в декабре 2010 года активно обсуждали практику прокурорского надзора по применению в крае норм Федерального закона N 159. Этот закон предусматривает льготную приватизацию площадей, которые малый (средний) бизнес арендует у местных и региональных властей. К диалогу по этой теме приглашались представители предпринимательства, общественные объединения – «ОПОРА России», «Деловая Россия», представители Пермской торгово-промышленной палаты. – Готовы ли вы к диалогу с предпринимателями по обсуждаемой теме? – Безусловно. Прокурор не в силах в одиночку выявить все нарушения закона. Предприниматели могут обращаться к членам Общественного совета – представителям Пермской торгово-промышленной палаты, ОПОРы, «Деловой России» или зайти в интернет-приемную прокуратуры. Андрей Пепелышев Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал