Идея законопроекта «О публичных (общественных) слушаниях в Пермском крае» родилась не на пустом месте, а стала реакцией на возрастающую активность общественности в вопросах местного значения и в вопросах управления регионом.
Сегодня можно говорить, что общественность не просто заявляет ту или иную проблему, а предлагает пути ее решения, предлагает конкретные механизмы, законопроекты. Представители общественности стали реальными, а не формальными участниками в процессе принятия решений на местном и региональном уровнях власти.
На федеральном уровне механизмы публичного обсуждения социально значимых вопросов закреплены в различных нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере конституционного, финансового, муниципального, земельного, градостроительного и некоторых других отраслей права.
В частности:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 159 закреплен порядок проведения общественного обсуждения с использованием сети Интернет проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти;
- ч. 6 ст. 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ закреплена обязательность проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта РФ и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта РФ;
- ст. 28 Градостроительного кодекса РФ закреплена обязательность проведения публичных слушаний в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов.
В Пермском крае, несмотря на отсутствие регламентирующих механизмов публичного обсуждения социально значимых вопросов, этот механизм используется довольно эффективно. Помимо предусмотренного федеральным законодательством обсуждения государственных программ, бюджета региона, в Пермском крае проводились:
- общественные обсуждения изменений, которые вносились в региональные законы в связи с проведением монетизации льгот;
- депутатские слушания по вопросам внесения изменений в действующие краевые законы «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» и «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры...». В ходе слушаний участники высказались за существенную доработку и либерализацию предлагаемого к принятию акта. После этого внесенный проект был отозван, а затем на рассмотрение краевого парламента был представлен новый документ, во многом учитывающий предложения участников слушаний;
- большое число консультаций с общественностью было проведено при подготовке краевой концепции духовности и патриотизма, а также при принятии краевого закона о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. В итоге оба документа, изначально подготовленные Правительством края, были кардинально изменены с учетом поступивших от общественников предложений.
Также отмечу участие общественности в обсуждении проекта краевого закона «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края». Предложения, озвученные в ходе круглого стола, позволили существенно доработать данный законопроект.
Системное участие общественности в принятии решений не может не отразиться на законодательном уровне, в результате чего и родился проект закона «О публичных (общественных) слушаниях в Пермском крае». Он был подготовлен совместно с Уполномоченным по правам человека в Пермском крае
Татьяной Марголиной.
Законопроект определяет цели публичных слушаний, участников, инициаторов публичных слушаний, а также порядок принятия решений о проведении слушаний, процедуру назначения и проведения слушаний.
Предлагается расширенный круг инициаторов проведения слушаний. Ими могут выступать:
- население Пермского края (группа граждан Российской Федерации численностью не менее ста человек);
- губернатор Пермского края;
- лица, замещающие государственные должности Пермского края;
- Законодательное Собрание Пермского края;
- исполнительные органы государственной власти Пермского края;
- иные государственные органы Пермского края.
Законопроект предусматривает процедуру принятия решения о назначении слушаний разными органами власти: исполнительной и представительной, а также проведение публичных слушаний по инициативе населения:
- по инициативе населения – решением того органа или должностного лица, в чьей компетенции находится принятие предлагаемого к обсуждению нормативного правового акта;
- по инициативе Законодательного Собрания Пермского края – Постановлением;
- по инициативе губернатора Пермского края – распоряжением,
- по инициативе иных органов и должностных лиц Пермского края – руководителями этих органов или должностными лицами в соответствии с их компетенцией.
Проведение публичных слушаний по инициативе населения предполагает создание инициативной группы численностью не менее ста человек, постоянно проживающих на территории Пермского края.
В настоящее время проект закона проходит обсуждение на самых разных площадках. Поступили предложения предусмотреть в законе организацию публичных слушаний в сети Интернет, конкретизировать перечень тем, которые могут быть вынесены на публичные слушания, предусмотреть обязанность инициаторов слушаний обосновывать свою позицию, дифференцировать количественный состав инициативной группы (увеличить число граждан до 200 человек в крупных городах и уменьшить до десяти человек в поселениях) и многое другое. Часть предложений уже учтена, часть находится на обсуждении.
Законопроект будет внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края после учета всего спектра мнений. К обсуждению данного законопроекта могут присоединиться все заинтересованные лица. Контакты для направления предложений: (342) 217-75-27, ShiryaevaLN@zsperm.ru.
Публичные слушания должны стать эффективным механизмом участия граждан в принятии решений. Примером такого полезного участия граждан является деятельность общественных организаций многодетных семей Прикамья. Имеющийся сегодня результат стал возможен благодаря движению навстречу как со стороны общественности, так и со стороны власти. В этом случае мы все работаем на достижение одной цели и коэффициент эффективности законопроектов, работы исполнительных органов власти растет!
Лилия Ширяева, заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме
[poll id="118"]