Первый пермский правовой портал благодарит пресс-службу УФАС РФ и УФАС РФ по Пермскому краю за предоставленную возможность получить ответы на вопросы, интересующие наших читателей, от руководителя ФАС России Игоря Артемьева. - Игорь Юрьевич, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности ФАС в 2011 году. - В марте 2011 г. прошла годовая Коллегия ФАС, на которой мы обозначили приоритеты в своей работе на ближайший год. Во-первых, это модернизация законодательства – как антимонопольного, так и законодательства о размещении заказов и законодательства об иностранных инвестициях. «Третий антимонопольный пакет» поправок уже одобрен Правительством РФ и направлен в Государственную Думу, которая рассмотрит его на осенней сессии. В апреле этого года мы совместно с Минздравом и Минэкономики разработали поправки в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», касающиеся закупок для медицинских нужд. В сентябре планируется обсуждение новых поправок в законодательство о госзаказе. В весеннюю сессию Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические отрасли РФ, разработанные ФАС и одобренные Правительством РФ. Ожидается, что до конца этого года они также будут приняты Госдумой во всех чтениях. Кроме того, по собственной инициативе мы разработали законопроекты, регулирующие сферу реализации нефтепродуктов на рынках. Мы хотим установить поведенческие и структурные ограничения для функционирования монополизированных рынков автомобильного топлива. Хотим установить закономерность влияния цен мирового рынка на внутренние цены, ввести требования к биржевым торгам нефтепродуктами. Эти законопроекты находятся сейчас на стадии обсуждения. В социальной сфере мы разрабатываем проект поправок в закон «О погребении и похоронном деле» – для создания справедливых условий работы в этой сфере. Мы также готовим предложения по совершенствованию законодательной базы фармацевтической отрасли – для развития конкуренции на фармацевтическом рынке, в том числе на оптовом рынке лекарственных средств. Планируем усовершенствовать нормативные правовые акты, регулирующие порядок ценообразования на лекарственные средства. Во-вторых, безусловным нашим приоритетом является борьба с картелями. В прошлом году нам удалось раскрыть 5 общенациональных картелей на рынке энергетического угля, автострахования, соды и т.д. По некоторым делам правоохранительные органы уже возбудили уголовные дела в отношении участников картельного сговора. В-третьих, мы внимательно следим за ситуацией на социально значимых рынках – продуктов питания, лекарств, бензина. В случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства мы принимаем меры антимонопольного реагирования – возбуждаем дела и штрафуем нарушителей. Кроме того, в этом году мы надеемся обеспечить принятие Правил недискриминационного доступа на товарные рынки и к услугам субъектов естественных монополий. Наконец, важно продолжить работу по устранению административных барьеров в российской экономике, для этого будем активно участвовать в работе Комиссии по административной реформе Правительства России. Из приоритетов во внутренней работе ФАС отмечу разработку и внедрение системы управления качеством стандарта ISO 9001. Мы учтем замечания аудиторов в нашей работе и проведем сертификацию ФАС на соответствие этому стандарту. - Какие проверки проводились по соблюдению антимонопольного законодательства за последние время? - Мы проводим плановые и внеплановые проверки по всем сферам нашей деятельности. В ФАС и ее территориальных органах в день проходят десятки и сотни проверок. Можно сказать, что мы находимся в постоянном состоянии проверок – это наша работа. Если мы видим, что где-то несправедливо растут цены или малый бизнес ограничивают в законных правах и возможностях, мы всегда вмешиваемся. В 2010 году количество возбужденных дел увеличилось в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом. При этом более половины дел возбуждены по нашей инициативе, а не по жалобам, то есть именно на основании проверок. С прошлого года управление по борьбе с картелями активно внедрило практику внезапных проверок, с использованием процедур осмотра, копирования электронных носителей информации, получения письменных объяснений. В 2010 году была проведена 41 такая проверка. К сожалению, чиновники по-прежнему являются основными нарушителями антимонопольного законодательства. Больше 53% дел было возбуждено нами именно в отношении органов власти разного уровня. - Каков характер выявленных правонарушений, какие меры были приняты? - Характер самый разный: злоупотребление доминирующим положением на рынках, согласованные действия хозяйствующих субъектов, нарушения закона «О рекламе», который мы также контролируем, нарушения при государственных и муниципальных закупках. Спектр правонарушений достаточно широк. Но я бы особо отметил тот факт, что начиная с прошлого года стала применяться 78-я статья Уголовного кодекса РФ, предусматривающая наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Например, МВД возбудило уголовное дело в отношении участников рынка энергетического угля (ОАО «СУЭК», ОАО «Русский уголь» и ЗАО «Стройсервис»). - Какие отрасли экономики были объектом наибольшего внимания Федеральной антимонопольной службы в текущем году? - Мы следим за состоянием конкуренции во всех отраслях экономики, но, конечно, можно выделить наиболее важные направления, которым мы уделили пристальное внимание в этом году. В первую очередь, это, конечно же, «нефтянка». За период с декабря 2010 года по май 2011 мы возбудили 67 дел о нарушении антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов. Центральный аппарат возбудил дела в отношении «Лукойла», «Роснефти» и «Газпром нефти» по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке. 29 июля «Газпром нефть» призналась в совершенном правонарушении и предприняла меры по исправлению ситуации на рынке. Мы также провели проверку формирования цен на нефтепродукты на российских биржах – выявили, что в настоящее время не созданы необходимые условия рыночного ценообразования, а именно: отсутствует анонимность биржевых торгов, сделки совершаются между лицами, входящими в одну группу, продавцы выставляют заявки на продажу партий крупных объемов, нарушается порядок определения победителей биржевых торгов нефтепродуктами, который установлен правилами биржевой торговли. В июне мы возбудили дела в отношении бирж – НП «МБНК» и Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Отмечу нашу работу на рынках продовольствия. ФАС и ее территориальные органы на постоянной основе осуществляют контроль соблюдения антимонопольного законодательства на агропродовольственных рынках. Нашими территориальными органами за прошедший год возбуждено 825 дел по признакам нарушений на продовольственных рынках. Нарушения закона «О защите конкуренции» обнаружены на рынке муки, хлеба, масла сливочного и подсолнечного, молока, яиц, крупы гречневой – ядрицы, соли, сахара, крупы пшенной, услуг элеваторов, а также в отношении действий органов власти. По результатам уже рассмотренных дел наложены «оборотные» и иные штрафы на общую сумму около 80 миллионов рублей. - Какие нарушения российского антимонопольного законодательства в таких сферах, как здравоохранение, культура, оборона, торговля и др., преобладают больше всего? - Нельзя выделить какую-то одну сферу с большим или меньшим количеством нарушений. Нарушений вполне хватает. Но основными нарушителями антимонопольного законодательства в России по-прежнему являются органы власти различных уровней. Более 53% дел ФАС и ее территориальные органы возбуждают в отношении чиновников. Количество дел в отношении незаконных действий и антиконкурентных актов органов власти неуклонно растет: с более чем 1 тысячи дел в 2005 году до, как я уже говорил выше, 6 тысяч в прошлом году. - Какое самое громкое дело было возбуждено ФАС с момента образования? - Таких дел было много, сложно выделить какое-то одно. Наибольший общественный резонанс получили наши дела в отношении нефтяных компаний. - Как меняется статистика жалоб по факту нарушения законодательства о защите конкуренции, поступающих в ФАС? - За последние 8 лет количество жалоб постоянно росло. В 2010 году к нам поступило 23 тысячи жалоб на нарушение закона о защите конкуренции, тогда как в 2009 году – около 17 тысяч. А в 2008 году – около 10 тысяч. Таким образом, количество жалоб увеличилось в 2,3 раза всего за 3 года. - Можно ли судить по динамике (положительной или отрицательной) количества поступающих жалоб об экономической ситуации в обществе? - Отчасти. Рост количества жалоб в какой-то степени показывает, с одной стороны, что субъекты экономики становятся более активны, с другой – что они и потребители их услуг активно отстаивают свои права, учатся это делать. Эти факторы в какой-то степени отражают некоторые аспекты экономической ситуации. В то же время рост количества обращений к нам вызван также и тем, что у нас есть возможности по разрешению и пресечению конфликтов, связанных со злоупотреблением доминирующим положением, антиконкурентной деятельности органов власти, сговорами на рынках, антиконкурентными соглашениями и т.д. - Насколько результативными оказались на практике меры борьбы с картельными соглашениями? - Как я уже говорил, борьба с картелями – один из основных приоритетов в нашей работе. В прошлом году нам удалось раскрыть 5 национальных картелей. А правоохранительные органы возбудили уже 10 уголовных дел по 178-й статье Уголовного кодекса РФ за нарушение антимонопольного законодательства. Мы надеемся, что уголовная ответственность вкупе с большими оборотными штрафами заставит предпринимателей сто раз подумать перед тем, как совершить противоправные действия, вступить в картельный сговор с конкурентами. - Наблюдается ли уменьшение правонарушений ввиду ужесточения системы наложения штрафов на нарушителей антимонопольного законодательства и привлечения их к ответственности? Можно вообще не выявлять нарушения и на этом основании говорить о том, что их совсем нет. Но наш подход иной – мы как раз активизируем свою работу, чтобы как можно больше выявлять и пресекать действия нарушителей. В связи с этим мы отмечаем повышение качества работы антимонопольных органов по самостоятельному (не по заявлениям) выявлению нарушений. - Какие изменения были внесены в антимонопольное законодательство в последнее время, которые будут играть значительную роль в вашей деятельности? - Главное – «третий антимонопольный пакет поправок», о котором я уже говорил и который внесен на рассмотрение в Государственную Думу. В частности, «третий антимонопольный пакет» предусматривает уголовную ответственность только за наиболее опасные правонарушения – картельные сговоры. В КоАП будут внесены поправки, предусматривающие фиксированный размер штрафов за те правонарушения, которые не привели к ограничению конкуренции. Кроме того, мы предлагаем вести реестр физических лиц, привлеченных к административной ответственности. Этот реестр поможет исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением. Все разработанные ведомством поправки направлены на предупреждение и значительное снижение рисков для компаний, так как предполагают либерализацию отношений и развитие здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг. - Нарушения в сфере рекламы наблюдаются достаточно часто. Каков процент дел, которые были выиграны ФАС России в отношении нарушения законодательства о рекламе? Приведите примеры. - В прошлом году антимонопольные органы приняли около 5 тысяч решений о признании рекламы ненадлежащей (в 2009 году – более 3 тысяч). При этом отменено судом только 19 решений ФАС и территориальных органов, то есть примерно 0,3% от числа вынесенных решений. Наибольшее число нарушений в 2010 году мы выявили в рекламе финансовых услуг, лекарственных средств и медицинских услуг. Сократилось число выявляемых нами нарушений в рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и количество неэтичной рекламы. Сохраняется достаточно заметное количество нарушений распространения рекламы лотерей и иных стимулирующих мероприятий. В течение 2010 года мы продолжали пресекать случаи распространения рекламы биологически активных добавок, в которой незаконно указывалось наличие лечебного эффекта. Уже не первый год БАДы часто позиционируются как лекарственные средства. Учитывая, что такие товары не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, подобная реклама признается антимонопольными органами ненадлежащей. - Руководство ФАС России ставило задачу привести всю базу решений к некой системности. На каком этапе сейчас находится этот процесс? Будут ли решения по делам, которые рассматриваются ФАС России, выкладываться для общего доступа? Не будет ли это нарушением деловой репутации сторон? - С 2008 года все решения и предписания по делам центрального аппарата ведомства мы размещаем на сайте, аналогичную работу делают и наши территориальные управления. Создается система электронного документооборота. Для центрального аппарата эта система заработает в будущем году, для территориальных управлений – в ближайшие несколько лет в зависимости от технической оснащенности управлений. Вопросы задавали: Ирина Герасимчук, Светлана Леванец, Любовь Соколова Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал