Уважаемые коллеги, мы хотели бы представить Вашему вниманию анализ Соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанного Россией и Мальтой 24.04.2013 г. Соглашение содержит ряд положений, которые могут сделать Мальту одной из наиболее благоприятных для российского налогового структурирования юрисдикций. В то же время необходимо обратить внимание на положения о полноценном информационном обмене и ограничении предоставления льгот (Limitation of Benefits). Соглашение применяется к налогам на доход/прибыль и не распространяется на налогообложение имущества/капитала. Дивиденды Соглашение предусматривает пониженную ставку налога на дивиденды в размере 5%, выплачиваемые российскими компаниями мальтийским компаниям-акционерам, при условии, что доля владения российской компанией не менее 25% и стоимость таких инвестиций не менее 100 тыс. евро. В остальных случаях ставка снижается до 10%. Следует отметить, что определение дивидендов включает в себя платежи из паевых инвестиционных фондов. Проценты В отношении процентов предусмотрено снижение ставки налога у источника до 5% . Роялти В отношении роялти так же предусмотрена ставка налога у источника 5%. Следует отметить, что платежи за право использования оборудования не охватываются понятием роялти для целей Соглашения. Соответственно, арендные платежи не будут подлежать обложению налогом на прибыль у источника. Учитывая, что Россия имеет довольно большое количество налоговых соглашений с нулевыми ставками налога у источника в отношении процентов и роялти, скорее всего, Мальта не будет активно использоваться для создания финансовых и лицензионных компаний. Однако пониженная ставка налога по дивидендам (5%) является минимальной для российских налоговых соглашений, и в части создания холдинговых компаний Мальта может быть настолько же привлекательна, как и Кипр, Нидерланды, Швейцария или Люксембург. Следует учитывать, однако, что статьи о налогообложении дивидендов, процентов и роялти содержат положения о неприменении льгот по Соглашению к ситуациям, когда создание структуры или транзакции направлено преимущественно на получение налоговых выгод. Обмен информацией Соглашение содержит статью о полноценном информационном обмене. Банковская, профессиональная и иная тайна не может быть препятствием к информационному обмену. Положение является стандартным и основано на Модельной Конвенции ОЭСР. В этом отношении бенефициарам компаний, использовавшим Мальту как компанию второго уровня над Кипром, Нидерландами или другими странами, в том числе для обеспечения конфиденциальности, нужно быть готовыми к возможному раскрытию информации в рамках информационного обмена между российскими и мальтийскими фискальными органами. Ограничение применения льгот Как и измененное налоговое соглашение с Кипром, налоговое соглашение с Мальтой содержит статью о неприменении льгот (Limitation of Benefits) к структурам, созданным или поддерживаемым исключительно или преимущественно для использования предоставленных этим Соглашением льгот. «Защитой» от применения такой статьи является существенный объем предпринимательской деятельности такой компании, что будет стимулировать использующие Мальту российские группы к учреждению там реального бизнеса. Общие выводы До настоящего времени в силу отсутствия налогового соглашения с Мальтой российские группы использовали эту юрисдикцию преимущественно для создания торговых компаний и компаний второго уровня. После вступления налогового соглашения с Мальтой в силу во многих случаях промежуточные компании в таких структурах не будут более необходимы. Учитывая отсутствие на Мальте налога у источника по распределяемым дивидендам, привлекательный режим налогообложения фондов и применимый к ним гибкий регуляторный режим, вступление в силу данного соглашения, предположительно с 2015 года, должно значительно увеличить использование мальтийских компаний и фондов в российском налоговом структурировании. При этом, однако, следует помнить о наличии ряда положений о борьбе с агрессивным налоговым планированием в данном Соглашении. Возможно, это Соглашение станет одним из первых, на которых будут отработаны вопросы борьбы с агрессивным налоговым планированием на основе специальных положений в самом Соглашении. Контакты Рустам Вахитов, Партнер E: vakhitov@intertaxlaw.org Т: +79060598008 T: +31208943767 Илья Вагин, Юрист E: vaguine@intertaxlaw.org T: +7926348950 T: +31618610410 Рустам Вахитов, Илья Вагин Источник: Интертакс Пермь Материалы по теме