Регулирование земельным законодательством отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как об основе жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 1 Земельного кодекса РФ). Конституцией РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом правовой режим государственных и муниципальных земель отличается от правового режима, установленного в отношении земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. В соответствии с Земельным кодексом к государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это означает, что к государственной собственности относятся как земельные участки, находящиеся в силу определенных юридических фактов в федеральной собственности (собственности РФ), в собственности субъектов РФ, так и все те земли, которые не находятся в частной или муниципальной собственности. Данная норма существует для исключения возможности существования бесхозяйных земель. Отнесение земельных участков к собственности того или иного публичного образования в целях разграничения государственной собственности осуществляется прямыми нормами федеральных законов (так, например, Лесным кодексом РФ установлено, что лесные участки из состава земель лесного фонда находятся в федеральной собственности) либо посредством установленных законами критериев разграничения государственной собственности на землю. Невозможность отнесения не находящегося в частной собственности земельного участка к собственности конкретного публичного образования в силу установленных законом положений означает, что государственная собственность на указанный участок не разграничена. По общему правилу, существующему в цивилистике, распоряжение объектом прав осуществляется его собственником. Однако, учитывая важность земли как природного ресурса, необходимость вовлечения ее в гражданский оборот, распоряжение всеми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами государственной власти было бы невозможно. В связи с этим законодателем передано осуществление данных государственных полномочий на уровень местной (муниципальной) власти. Отметим, что случаи передачи осуществления отдельных государственных полномочий муниципалитетам установлены ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и являются достаточно распространенными в Российской Федерации. До 1 марта 2015 года распоряжение на территории Пермского края земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляли органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. С 1 марта 2015 года круг органов местного самоуправления, распоряжающихся земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расширен. В настоящее время указанными земельными участками вправе распоряжаться наделенные соответствующей компетенцией органы местного самоуправления городского округа, муниципального района, а также поселения. Однако условием, при котором органы местного самоуправления поселения вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории поселения, является наличие утвержденных правил землепользования и застройки поселения — документа градостроительного зонирования, которым установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). В ином случае (в случае отсутствия указанных правил) расположенными на территории поселений земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются, как и прежде, органы местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит соответствующее поселение. Кроме того органы местного самоуправления муниципальных районов распоряжаются земельными участками, расположенными на межселенных территориях муниципального района. Законодателем установлено, что полномочия органа местного самоуправления муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются с момента утверждения правил землепользования и застройки. Однако в том случае, если до утверждения указанных правил органом местного самоуправления муниципального района было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо им опубликовано извещение о проведении аукциона, предоставление земельного участка на основании этого решения осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. Указанные нововведения были введены законодателем с 1 марта 2015 года в целях стимулирования муниципалитетов к завершению разработки правил землепользования и застройки — важнейшего градостроительного документа городов и поселений, определяющего режим использования земельных участков и параметры их застройки. Также органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют предоставление земельных участков, расположенных в переделах поселений, на территории которых утверждены правила землепользования и застройки. Но лишь в том случае, если ими до 1 марта 2015 года: