Во исполнение статей 9, 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) 1 января 2011 года вступили в силу Правила нотариального делопроизводства, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2009 N 403 (в редакции Приказа Минюста России от 23.11.2010 N 360) (далее – Правила). Долгое время таких Правил не существовало, и единственным документом, устанавливающим правила нотариального делопроизводства, являлась Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная Министерством юстиции РСФСР 19 августа 1976 г. N 32. Ведение нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой, формировалось вновь. Вопросы организации работы с нотариальными документами были особенно актуальными. Нотариус, занимающийся частной практикой, самостоятельно определял порядок ведения делопроизводства и работы с архивными документами исходя из практики государственных нотариусов. Новыми Правилами установлен единый порядок работы с документами нотариусов в России, порядок контроля за исполнением Правил нотариального делопроизводства, а также передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу. Правила регулируют документирование и документооборот с момента создания или получения документов до передачи их в архив или уничтожения, включая порядок работы с документами, контроль, ведение и заполнение документов, связанных с совершением нотариальных действий, составление номенклатуры дел, подготовку документов к хранению или уничтожению. Правилами возложена ответственность на нотариуса, занимающегося частной практикой, за организацию и правильное ведение делопроизводства, организацию хранения, учета и использования нотариальных архивных документов, а также за сдачу нотариальных архивных документов в соответствующий архив на постоянное хранение. Основами определено, что контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции субъектов Российской Федерации, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – органы юстиции совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации. Такая организация контроля за нотариальным делопроизводством позволяет обеспечить единообразие его ведения. На территории Пермского края контроль за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляет Управление Минюста России по Пермскому краю (далее – Управление) совместно с Нотариальной палатой Пермского края (далее – НППК). Правилами предусмотрено, что плановые проверки исполнения нотариусами Правил нотариального делопроизводства проводятся в соответствии с ежегодным графиком проведения проверок, который утверждается приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой. В соответствии с Правилами нотариального делопроизводства (пункт 5) проверка исполнения нотариусами Правил проводится один раз в четыре года, а так как ведение делопроизводства является частью профессиональных обязанностей нотариуса, первая проверка исполнения Правил нотариусом, впервые приступившим к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса (часть вторая статьи 34 Основ). Проверка исполнения нотариусами Правил может проводиться и в иные сроки, если законодательством субъекта Российской Федерации специальные сроки установлены для проведения проверок организации работы нотариуса (часть четвертая статьи 34 Основ). Проверки осуществляются комиссией, персональный состав которой утверждается приказом Управления по согласованию с НППК по каждой проверке отдельно. В отличие от других регионов в Пермском крае в состав комиссии по проверке Правил делопроизводства входят не только представители Управления, аппарата НППК, но и действующие нотариусы Пермского края. Новые Правила нотариального делопроизводства изменили не только порядок планирования проверок, но и процедуру их проведения, установив, что члены комиссии проверяют «правильность ведения документации, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий, соблюдение форм нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей». Отдельно прописаны сроки составления справок по итогам проверки (не позднее семи дней со дня ее проведения), а также сроки рассмотрения справок (в течение тридцати дней с момента поступления в нотариальную палату). Справка по итогам проверки составляется представителем Управления – членом комиссии в день проведения проверки, подписывается лицами, осуществлявшими проверку, и нотариусом, в отношении которого она проводилась. После поступления справки в нотариальную палату она рассматривается на кадровой комиссии НППК с участием нотариуса и представителя Управления. В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений Правил нотариальной палатой может быть решен вопрос о применении к нотариусу, допустившему нарушения, мер дисциплинарной ответственности. Правилами введены такие новые понятия, как «повторная проверка» и «внеплановая проверка», и определено, при каких условиях и в какие сроки они назначаются. По результатам проверки, в случае выявления существенных нарушений, в справке указывается о необходимости проведения повторной проверки. Решение о проведении повторной проверки принимается на правлении НППК с участием представителя Управления. Однако необходимо отметить, что Правилами не определен порядок устранения нотариусом выявленных нарушений. В целях реализации Правил нотариального делопроизводства при совершении нотариусами юридически значимых действий в нотариальное делопроизводство введен бланк единого образца, имеющий определенную степень защиты. Введение бланка единого образца позволило нотариальному сообществу обеспечить дополнительную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Использование иных образцов бланков при совершении нотариальных действий не допускается. НППК организовано уже с 01.07.2010 применение всеми нотариусами бланка единого образца для совершения нотариальных действий, а также проведена работа по обеспечению нотариусов края книгами, журналами, предусмотренными Правилами. По вопросам применения Правил Управлением и НППК проводится совместная работа в целях эффективного и единого порядка работы с документами. Некоторые положения Правил до сих пор не урегулированы. Например, до настоящего времени не утверждена Примерная номенклатура дел в соответствии с п. 50 Правил. Отсутствие Примерной номенклатуры дел является одной из основных проблем не только для нотариусов Пермского края, но и для сотрудников Управления. Ведь именно с номенклатуры дел и начинается все делопроизводство в целом. Она существует для учета документов, группировки документов в дела, определения сроков их хранения нотариусом, занимающимся частной практикой. Номенклатура дел – это систематизированный перечень наименований (заголовков) дел с указанием сроков их хранения. В связи с этим номенклатура дел нотариусов на 2011 год по рекомендации НППК была составлена по проекту Примерной номенклатуры дел, который был подготовлен Федеральной нотариальной палатой совместно с Министерством юстиции Российской Федерации. Сроки хранения документов в номенклатурах дел нотариусов указаны на основании Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558. Правилами нотариального делопроизводства определено, что в ряде случаев печать нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации передается в территориальный орган Минюста России для уничтожения, а также установлен срок передачи, который не должен превышать тридцати дней с момента наступления конкретных событий, перечисленных в п. 38 Правил нотариального делопроизводства, а именно: при сложении полномочий, освобождении от полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, изменении наименования государственной нотариальной конторы или места нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой. При этом не указано, как распорядиться печатью нотариуса, которая повреждена. Правилами установлена форма акта сдачи личной печати нотариуса, но не определена процедура передачи печати. В соответствии с п. 35 Правил изготовление, использование, хранение и уничтожение печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации». В п. 3 данного Постановления указано, что Комитету Российской Федерации по печати совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо ускорить разработку и представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и условиях хранения, использования и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Однако вопрос использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации до сих пор не решен. Основной задачей Управления и НППК является обеспечение соблюдения требований Правил нотариального делопроизводства. От надлежащего исполнения требований Правил в значительной мере зависит качество нотариального обслуживания, культура оформления документов. Отдел правовой помощи, контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста России по Пермскому краю Материалы по теме ИСТОЧНИК// Управление Минюста России по Пермскому краю