На протяжении многих лет мне приходится участвовать в разрешении различного рода конфликтов, в формировании культуры и согласия и несогласия. Развитие культуры несогласия не менее важно, чем развитие культуры согласия. Находясь в двух ипостасях, в Общественной палате РФ и Агентстве социальной информации, я сталкиваюсь с тем, что уровень конфликтности в обществе возрастает. Это связано и с тем, что на наших глазах формируется реальное гражданское общество, которое активизируется, в том числе учась отстаивать свои многочисленные права и действует, в основном, вызывая конфликт. В Общественную палату Российской Федерации поступает много обращений от граждан, некоммерческих организаций (НКО) о несоблюдении их прав, например, много обращений на нарушение прав граждан на достойную окружающую среду. Граждане обращаются в организации, органы государственной власти. В лучшем случае их обращения игнорируются, а в худшем – их начинают преследовать за то, что они пытаются отстаивать свои права. Раньше в таких ситуациях гражданские активисты прекращали попытки отстаивать свои права, сейчас люди все более последовательно начинают бороться за свои права. В Агентстве социальной информации мы получаем информацию о том, как развиваются различные гражданские инициативы и наблюдаем все больше случаев проявления гражданской активности, которая приводит к конфликтам. Некоммерческие организации очень часто сами становятся источником конфликтов. Тут очень важно понимать, когда конфликт является конечной целью этой деятельности, а когда – способом решения проблемы. Эта та дилемма, с которой нужно работать. Конфликт как способ решения проблемы может быть конструктивен, другое дело – к чему этот конфликт приводит. Умение вывести конфликт в позитивное русло, привести к тому, чтобы через конфликт ситуация изменялась (защищались права граждан, решалась некая социальная проблема, и т.д.) – это то искусство, которым сегодня далеко не все владеют, в том числе и некоммерческие организации. Многие некоммерческие организации работают, например, с социальными проблемами населения, с разрешением конфликтных ситуаций в самых разных сферах (кризисные центры для женщин, пострадавших от насилия, для семей и т.д.). Для них очень важно развитие процедур внесудебного разрешения конфликтов, но закон, который регулирует альтернативный процесс урегулирования споров с участием посредников, не очень действенен. Поэтому приходится справляться своими силами, но у людей не всегда есть навыки и квалификация, чтобы заниматься урегулированием споров. Важно обучать технологиям медиации не только медиаторов, но и, например, сотрудников некоммерческих организаций, которые часть этих функций могут реализовывать. Такие минимальные необходимые навыки важно с помощью образовательных программ внедрять и потом реализовывать в практике деятельности этих организаций. Этому могли бы содействовать профессиональные, давно работающие в этой сфере некоммерческие организации (региональные ассоциации медиаторов, организация «Гражданский контроль» в Санкт-Петербурге). Велика роль некоммерческих организаций и в формировании культуры согласия в тех конфликтогенных сферах, в которых дополнительная эскалация конфликта не нужна, потому что она там настолько ярко выражена, что необходимо иметь дело с разрешением этих конфликтов. Это, прежде всего, сфера межнациональных отношений. Все мы неоднократно становились свидетелями, когда конфликты в этой сфере приводили к вооруженным столкновениям. В этих случаях государство не сможет справиться с этими ситуациями без некоммерческих организаций. Всего по всей России в сфере урегулирования межнациональных конфликтов задействовано менее тысячи чиновников. Одновременно с этим есть интересный опыт работы НКО в этой сфере. НКО привносят новые интересные технологии для разрешения таких конфликтных ситуаций. Они внедряются в социальные сети, организуют сообщества, в которых непримиримые стороны пытаются вывести на дискуссию, найти те темы, которые могут заставить их начать говорить друг с другом, что может привести к минимальным шагам разрешения конфликтов. Еще одна сфера, где могут быть полезны НКО в развитии культуры согласия – это модерирование диалоговых площадок между бизнесом и его заинтересованными сторонами. Агентство социальной информации имеет большой опыт в ведении таких диалогов. Это международная технология, которая реализуется благодаря тому, что накоплен большой опыт, практика и существуют международные регламентные стандарты. Например, британская организация разработала стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами, который направлен не на развитие культуры согласия, а на то, чтобы побудить стороны выслушивать друг друга и потом формировать взаимные обязательства и отчитываться о них. На практике это работает как инструмент достижения согласия между бизнесом и заинтересованными сторонами. Тополева-Солдунова Елена Андреевна, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации. Источник: Материалы научно-практической конференции «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России» 27-28 марта 2012 года Материалы по теме