Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 24
  • +7 (342) 212-12-61
  • info@pravovsem59.ru

О состоянии законности в сфере защиты детей от информации, наносящей вред



Scared Little Boys Watching TV --- Image by © G. Baden/CorbisЗащите детей от влияния негативной информации в последние годы уделяют все большее внимание. Достаточно вспомнить пометки с указанием возрастных ограничений в каждой телевизионной передаче или многочисленные круглые столы, которые в течение 2013 г. были посвящены этой теме. Федеральный закон № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принят еще в 2010 г. Согласно документу, «детская» информация должна не только соответствовать особым требованиям, но и регулярно проверяться государством – для такой информационной продукции даже существует специальная классификация. Существуют и другие законы, регламентирующие распространение информации для детей в СМИ и рекламе: это ФЗ № 2124-1 «О средствах массовой информации» и ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе». Законов существует достаточно, только зачастую они выполняются с нарушениями. Не все производители и распространители информационной продукции соблюдают нормы защиты детей от негативной информации в полном объеме. Поэтому регулярные проверки прокурорами всех распространителей информационной продукции, способной причинить вред детям, – обязательная необходимость. Гнездо негативной информации Закономерно, что наибольшее сосредоточение вредной и негативной информации заключается во всемирной сети Интернет. Исключить влияние информации, получаемой ребенком через всемирную паутину, крайне сложно – ведь использование Интернета в образовательном процессе в школах давно стало нормой. В связи с чем, главной задачей прокуроров становится обеспечение безопасного использования Интернета как со стороны самого образовательного учреждения, так и со стороны Интернет-провайдеров, организующих доступ к распространяемой информации. Ведь с помощью определенного программного обеспечения можно исключить доступ учащихся к материалам и сайтам, пропагандирующим насилие и жестокость, порнографию, азартные игры и антиобщественное поведение. Как распознать нарушителя? Наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми средствами массовой информации, являются отсутствие соответствующего знака информационной продукции и незаконное распространение информации о несовершеннолетних. Примеров масса. Так, газета «Парма-Новости» Кудымкарского района, рассказывая о преступлении в сфере половой неприкосновенности и половой свободы личности потерпевшего ребенка, назвала его имя, фамилию, возраст, место жительства, образовательное учреждение, которое он посещает, и данные о его законных представителях и родственниках. Все это позволяет установить личность пострадавшего ребенка, что запрещено законом. Более того, газета напечатала всю эту информацию без согласия законных представителей ребенка. По инициативе прокурора Кудымкарского района редактор газеты привлечен к административной ответственности. Другими нарушителями стали информационно-развлекательная газета «Родные Просторы» и МБУ «Местное телерадиовещание» – СМИ Куединского и Бардымского районов края. Эти издания не маркировали свою продукцию соответствующим знаком, тогда как информационные продукты последнего, например, содержали обзоры преступности и наркомании на территории района. Отсутствие знака информационной продукции в выходных данных СМИ – также довольно частое нарушение. За 2013 г. Роскомнадзор выявил 8 таких случаев. Все виновные были привлечены к административной ответственности. Фильм! Фильм! Фильм! Немало нарушений прокуроры обнаружили и в распространении кино-, видеопродукции. На афишах, плакатах, анонсирующих репертуар кинотеатров, а также входных билетах не всегда присутствовал знак информационной продукции или текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей. Прокат фильмов в кинотеатрах не везде предварялся звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на их демонстрации детей соответствующих возрастных категорий. Не исключены факты продажи билетов несовершеннолетним, не достигшим соответствующего возраста для просмотра фильмов. Такие нарушения зафиксированы прокурорами из городов Александровска, Кудымкара, Перми, а также Карагайского, Чернушинского, Сивинского районов. Все виновные привлечены к дисциплинарной и к административной ответственности, а руководителям учреждений сделаны замечания. Нарушения в распространении кино-, видеопродукции допускаются и учреждениями культуры и досуга. Например, до прокурорской проверки у «Пермского театра кукол» знак информационной продукции отсутствовал не только на афишах, но и на входных билетах. Такие нарушения имели место в городах Губахе, Краснокамсе, а также Бардымском, Гайнском, Куединском и Осинском районах Пермского края. А в городе Чусовом одно из СМИ опубликовало информацию о выступлении стриптизеров на концерте в День молодежи, на котором присутствовали, в том числе несовершеннолетние дети в возрасте до 16 лет. На афишах, анонсирующих данное мероприятие, отсутствовала информация о возрастных ограничениях на его посещение. Вместе с тем, выступление шоу-балета «Дамские угодники», осуществлялось в присутствии несовершеннолетних различного возраста на открытой площадке в центре города. По этому случаю прокурором возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц районной администрации. Прорехи в законе Проблемных вопросов в законодательстве, регулирующем сферу защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, существует немало. Например, неизвестно, как проверять печатную продукцию и различные аудиовизуальные носители, не относящиеся к СМИ. А субъекты предпринимательской деятельности на потребительском рынке с июня 2013 г. больше не контролируются Роспотребнадзором в сфере защиты детей от негативной информации. Новый орган, который следил бы за соответствием этой информационной продукции требованиям законодательства и техническим регламентам, проверял бы наличие сведений о классификации продукции и информационных знаках, – так и не назначен. В то же время органы исполнительной власти региона не могут контролировать распространение информации, получаемой детьми через продукцию в школах и учреждениях культуры. Такие полномочия им просто-напросто не переданы. Все эти причины впоследствии порождают проблемы соблюдения законодательства и обеспечения информационной безопасности детей. По статистике, за 2 полугодие 2013 г. горрайпрокурорами выявлено более 500 нарушений законов, внесено 143 представления об их устранении, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено более 100 должностных лиц и объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения закона. В настоящий момент вопросы, касающиеся защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, регулярно рассматриваются на заседаниях межведомственной рабочей группы по соблюдению прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при прокуратуре края. А соблюдение законодательства в этой сфере находится на постоянном контроле органов прокуратуры Пермского края. Надежда Чугайнова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, советник юстиции

Загрузка комментариев...