Неоценимую помощь в расследовании уголовных дел оказывают свидетели. Их показания являются самыми распространёнными доказательствами в уголовном судопроизводстве. Благодаря свидетелям раскрываются тяжкие и особо тяжкие преступления. В то же время, в нашем государстве на протяжении многих десятилетий свидетель не был защищён должным образом государством. С распадом СССР проблема противоправного воздействия на свидетелей приобрела особую остроту. Для усиления государственной защиты этих лиц был принят ряд специальных правовых норм. Концепцией судебной реформы 1991 года была предусмотрена необходимость определить эффективные меры защиты лиц, сотрудничающих с правосудием, включая возможность смены их места жительства и смены документов. В 2001 году был принят УПК РФ, в котором появились положения, касающиеся защиты участников уголовного процесса, в том числе и свидетелей. Отправные положения, касающиеся безопасности участников уголовного судопроизводства, закреплены в ч. 3 ст. 11, в качестве составной части принципа охраны прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Тот факт, что данные нормы определены на столь высоком уровне, в полной мере подтверждает значимость безопасности свидетелей в уголовном судопроизводстве. Как отмечается в государственной программе «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства на 2009–2013 годы» в России ежегодно около 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей по уголовным делам об особо тяжких преступлениях. Каждый пятый из них получает угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний. В 2004 году принят ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который содержит систему мер безопасности, предпринимаемых государством в отношении свидетеля. Следует отметить, что этот нормативный акт направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия и борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями путем установления системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества свидетелей, а также их близких. «Так, например, на основе анализа практики применения данного закона, действующего с 1 января 2005 г. за период 2006–2007 гг. меры безопасности были применены в отношении 1019 человек, из них 522 – свидетеля». Следует отметить, что не все меры, предусмотренные в данном законе, могут быть реализованы в действительности. Из 8 прописанных в законе мер на практике применяются только две – охрана свидетелей и их временное переселение на другое место жительства. Для реализации остальных мер, включая изменение внешности, документов, переезд на другое место жительства и смену работы, не хватает законодательной базы, да и расходы на их финансирование в бюджет не заложены. «Сегодня отсутствует четкий механизм переселения потерпевших и свидетелей на безопасное место жительства. Такие меры защиты пока носят разовый характер». При общем анализе положений УПК РФ и ФЗ РФ от 20.08.2004 года N 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» можно выявить ряд противоречий, оказывающих существенное влияние на практику применения мер безопасности. Так, положения ч. 3 ст. 11 предусматривают, что применение мер безопасности возможно при наличии «достаточных данных» о том, что участнику уголовного судопроизводства либо его близким угрожают. Однако, в норме не оговаривается, что понимается под «достаточными данными» и являются ли таковыми наличие устного или письменного заявления участника уголовного судопроизводства, поскольку в определенной ситуации лицо может не иметь возможности даже подать письменное заявление. В тоже время ст. 16 Федерального закона РФ от 20.08.2004 года N 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» гласит, что меры безопасности применяются на основании письменного заявления лица и наличии реальной угрозы жизни, здоровью и имуществу участника уголовного судопроизводства или его близких. На основании данной нормы большинство следователей отказывает в применении мер безопасности, т.к. не усматривают наличия реальной угрозы, либо по причине отсутствия письменного заявления Также, анализ норм УПК РФ и изучение практики позволяют сделать вывод, что использование псевдонима в целях сохранения в тайне данных о личности свидетеля не имеет надлежащих гарантий на судебных стадиях процесса. Кроме того, законом не установлена возможность использования псевдонима уже в заявлении о преступлении, то есть в стадии возбуждения уголовного дела. Также закон не даёт ответа на вопрос о том, что делать в ситуации, когда человек допрошен под настоящей фамилией, в деле имеется соответствующий протокол, а угрозы посткриминального воздействия возникла поле допроса. Литература: 1. Аргументы и факты. 2008. N 1-2. 2. Бородкина Т. Проблемы и перспективы развития института государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства / Т. Бородкина // Мировой судья, 2010. № 4. С.25. 3. Федеральный Закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СПС «Консультант Плюс». Смирнова Д.А., студентка, научный руководитель: к.ю.н., доцент Борисевич Г.Я., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь © Смирнова Д.А., 2012 Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме