Основным средством фиксации показаний, получаемых в ходе допроса несовершеннолетних, как и других лиц, является протокол.
Составление протокола допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) осуществляется по общим правилам составления протокола допроса подозреваемого (обвиняемого), которые содержатся в ст. 166, 167, 174, 190 УПК РФ.
В протоколе первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) указываются данные о его личности. Если проводится повторный (или дополнительный) допрос несовершеннолетнего обвиняемого, то данные о его личности (за исключением, разумеется, фамилии, имени и отчества) следователь вправе не указывать в соответствующем протоколе.
Также в протоколе должны отражаться сведения об иных участниках допроса. Для контроля за эффективностью исполнения положений закона об участии педагога (психолога) в допросе подозреваемого (обвиняемого) дознавателю или следователю не стоит ограничиваться указанием в протоколе только фамилии, имени и отчества педагога (психолога), приглашенного на допрос, как это часто бывает на практике. Безусловно, необходимы сведения о его профессиональном опыте и специальных знаниях1.
С учетом того, что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. Это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний. Это послужит уменьшению напряжения при допросе, поскольку допрашиваемый убедится, что его внимательно слушают, что его показаниям придают значение2.
Необходимо помнить и о некоторых трудностях. Фиксация показаний по окончании их дачи несовершеннолетним требует от следователя отличной памяти, солидного опыта и связана с риском упустить что-то важное для дела. Поэтому важную роль играют краткие памятные заметки по ходу допроса.
Фиксация показаний параллельно с устным изложением повышает полноту и точность записи. Протокол бывает лучше, но допрос хуже. Производство записи одновременно с допросом неблаготворно влияет на допрашиваемого, отвлекает следователя, нарушает контакт между ним и подследственным.3 Сказанное нельзя не учитывать при допросе подозреваемого (обвиняемого), не достигшего 18-летнего возраста, когда поддержание (сохранение) психологического контакта между следователем и подростком – одно из важнейших условий эффективного производства допроса.
Важным требованием закона является норма о том, что показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно (ч. 2 ст. 190 УПК РФ). Важность указанного правила обусловлена тем, что речь несовершеннолетних, как правило, существенно отличается от речи взрослых, поскольку первые еще только формируются как личности, культура их речи еще находится в стадии становления. Если подросток употребляет в ходе своего допроса выражения и конструкции предложений, несвойственные речи подростков данного возрастного периода, то это может свидетельствовать о состоявшемся до допроса воздействии взрослых лиц на допрашиваемого, о том, что несовершеннолетний заранее заучил нужные кому-то показания. Поэтому дословная фиксация особенно важна в отношении показаний несовершеннолетних, так как «сам язык может ориентировать следователя при решении вопроса об их ложности или правдивости».4. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса.
Если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий, воспроизводились материалы аудио- или видеозаписи и киносъемки следственных действий, об этом делается соответствующая запись в протоколе. В протоколе допроса должны быть также отражены показания допрашиваемого, данные при этом.
Дополнительными средствам фиксации показаний являются фотографирование, аудио-, видеозапись, киносъемка. Если для фиксации показаний несовершеннолетнего применялись дополнительные способы (аудиозапись, видеозапись и др.), то сведения о технических средствах и иные данные, указанные в ч. 4 ст. 190 УПК РФ, должны быть включены в протокол допроса.
Допрос следует обеспечить видеофиксацией в тех случаях, когда допрашиваемые лица страдают физическими или психическими недостатками: слепоглухонемые, глухонемые, немые, лица с парализованными органами речи. Видеосъемка целесообразна при допросах малолетних, лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также наиболее сложных допросов с целью их последующего анализа для выработки более эффективной тактики дальнейших следственных действий. Записи дополнительных средств фиксации допроса прилагаются к протоколу допроса. Рекомендуется также составлять стенограмму, видео- и звукозаписи и прилагать их к протоколу.
Ознакомление с протоколом допроса может осуществляться двумя способами: либо каждый из участников лично прочитывает протокол, либо следователь (дознаватель) оглашает его для всех вслух. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению (ч. 5 ст. 190 УПК РФ).
Каждый из участников допроса должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения. При этом следует напомнить, что защитник, законный представитель несовершеннолетнего, педагог (психолог) вправе делать соответствующие дополнения и вносить замечания в протокол допроса собственноручно. Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи несовершеннолетний удостоверяет своей подписью в конце протокола, при этом он подписывает каждую его страницу.
Литература:
1. Тетюев С.В. Протоколирование показаний несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. №2.
2. Скичко О.Ю. Проблемы протоколирования показаний несовершеннолетних / О.Ю. Скичко // Вопросы ювенальной юстиции, 2011. №1. С.33.
3. Баренбойм П.Д. Как избежать пытки. Психология допроса и защита граждан. Юстицинформ. 2004. С.40.
4. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов. Москва, 2008. С.597.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант-Плюс». 2012.
Цыгульская Л.Д., студентка, научный руководитель: к.ю.н., доцент Моисеенко И.Я., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь
© Цыгульская Л.Д., 2012
Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года)
Материалы по теме