В своем Указе от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» Президент РФ заявил о необходимости «создания специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ».
Важным шагом в создании этой системы стало подписание Указа от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
Уполномоченный по правам ребенка в России
Согласно указу Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается аппарат Общественной палаты РФ. Уполномоченному по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения;
- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации; проводить проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
- направлять свои заключения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению прав и интересов несовершеннолетних;
- привлекать для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в т.ч. на договорной основе.
Кроме того, Президент РФ рекомендовал органам государственной власти субъектов РФ учредить должность Уполномоченного по правам ребенка (следует отметить, что посты уполномоченных по правам ребенка, которых назначали органы законодательной власти, создавались во многих регионах России уже с 2001 г.). В Пермском крае Законодательное Собрание Пермской области создало институт Уполномоченного по правам ребенка в составе аппарата Уполномоченного по правам человека еще в августе 2007 года. И 21.02.2008 Павел Владимирович Миков был назначен сроком на 5 лет на должность Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае. Законодательное Собрание Пермского края установило срок полномочий Уполномоченного – 5 лет, кроме того, Уполномоченный по правам ребенка в Прикамье может пребывать в этой должности не более 2 сроков подряд.
Работа уполномоченных по правам ребенка в субъектах Федерации
На данный момент уполномоченные по правам детей в субъектах РФ, как правило, имеют право посещать различные детские организации и учреждения и знакомиться с их работой, например, проводить оценку состояния условий воспитания и содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях, условий оздоровления детей в летних загородных лагерях. По результатам таких выездов и проверок уполномоченные обычно готовят доклады и обращения в законодательные и правоохранительные органы, которые оценивают уровень защищенности прав и законных интересов детей, предоставляют полученные сведения органам, курирующим работу проверенных ими организаций и учреждений.
– Во всех субъектах Федерации, – рассказывает Павел Миков, – должны быть учреждены должности уполномоченных по правам ребенка. Однако в разных субъектах Федерации сложились различные модели работы института. В 2011 году я был избран председателем Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в Приволжском федеральном округе, где существует 6 моделей работы:
- в трех субъектах мои коллеги работают в составе отдельного государственного органа;
- в четырех субъектах – в составе аппарата Уполномоченного по правам человека;
- три уполномоченных по правам ребенка работают при высшем должностном лице субъекта Федерации (по аналогии Президент РФ – Уполномоченный по правам ребенка в РФ при Президенте РФ);
- в Удмуртии и Самаре – в составе органов исполнительной власти;
- в Чувашской республике – на общественных началах;
- в Ульяновской области создан специальный госорган «Палата справедливости», где работают 4 уполномоченных: по правам ребенка, по правам человека, по антикоррупционной деятельности, по правам предпринимателей.
Представляете – только в Приволжском федеральном округе – 6 действующих моделей.
– Павел Владимирович, подобное разнообразие – это хорошо или плохо?
– Это отражает специфику нашего государства. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не обязывает выстраивать работу института Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Федерации по конкретной модели, а дает возможность субъекту решить, как будет организована эта работа, исходя из специфики территории и сложившихся традиций. Важно то, что во всех 83 субъектах уполномоченные по правам ребенка учреждены и работают. Федеральным законом задаются обязательные стандарты деятельности. Главное, чтобы модель, действующая в регионе, соответствовала международным стандартам деятельности – «
Парижским принципам» (принципы, связанные со статусом независимых национальных организаций по правам человека) и некоторым другим международным правовым актам. (См. также:
1,
2)
Основы работы института Уполномоченного по правам ребенка:
- независимость деятельности от исполнительной власти;
- парламентский путь назначения Уполномоченного;
- возможность работать как по частным, так и по системным нарушениям прав ребенка;
- Уполномоченный по правам ребенка должен быть принят по первому требованию любыми должностными лицами;
- Уполномоченный по правам ребенка должен инициировать разработку и принятие законодательных актов, касающихся защиты прав детства.
– В чем состоит законотворческая деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае?
– Согласно российскому законодательству институт уполномоченных по правам ребенка правом законодательной инициативы не обладает, но может участвовать в законотворческой деятельности. В Пермском крае Уполномоченный участвует в разработке, рассмотрении и анализе законодательных актов, а также вносимых в них предложений. Давайте приведу конкретные примеры 2012 года. Воспитанники одного из детских домов Прикамья ездили на всероссийский конкурс, где, пообщавшись с ребятами из Калуги, узнали, что калужанам в детском доме выдают деньги на карманные расходы. По возвращении в Пермь дети обратились ко мне с вопросом о том, возможно ли пермским воспитанникам детских домов получать деньги на карманные расходы. Но для этого необходимо внести изменения в законодательство Пермского края. Я эти поправки инициировал, вел переговоры с краевыми министерствами. Минсоцразвития согласилось быстро, поскольку данные изменения ускоряют социализацию детей, это в том числе профилактика воровства. Труднее было с Минфином, однако удалось договориться со всеми субъектами законотворческой деятельности и согласовать предлагаемые поправки. И в мае 2012 года в первом чтении они были приняты. Если будут приняты во втором чтении в конце июня, то с сентября 2012 года воспитанники детских домов будут получать деньги на карманные расходы один раз в месяц: 100 рублей – младшие школьники, 500 рублей – старшие.
Очень надеюсь, что будет поддержан закон о стипендиальном обеспечении детей-инвалидов, обучающихся в сфере начального и среднего профессионального образования. Дело в том, что начальное и среднее профессиональное образование получают дети от 16 до 18 лет. Это возрастная категория, которая в случае серьезных отклонений в здоровье квалифицируется как «дети-инвалиды», только после 18 лет они получают первую или вторую группу инвалидности и соответствующие им выплаты. Оказалось, что данная категория учащихся не была учтена при принятии Закона Пермского края от 29.06.2010 N 642-ПК (ред. от 10.05.2011) «
О стипендиальном обеспечении и дополнительных формах материальной поддержки обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования» (принят ЗС ПК 17.06.2010) . Аналитическое управление Законодательного Собрания поддержало нашу инициативу (о выплате социальных стипендий детям-инвалидам, получающим образование в учреждениях начального и среднего профессионального образования). Теперь мы ждем, когда эта инициатива поступит в ЗС от Министерства образования Пермского края. Очень надеюсь, что она будет поддержана.
– Прошел почти год с того момента, как Вы и руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю Марина Заббарова подписали соглашение о взаимодействии. Каковы итоги? Что стало результатом работы в рамках соглашения?
– Тогда мы говорили о том, что цель соглашения – закрепить уже достигнутые в ходе совместной работы по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних договоренности, а также оформить порядок совместных действий. Результат – возможность оперативного обмена информацией, возможность быстрого реагирования на какие-либо резонансные дела. Мы совместными усилиями добились того,
что была разработана система оказания реабилитационной помощи детям, ставшим жертвами тяжких преступлений, разработан стандарт оказания реабилитационной помощи. Существовал опыт реабилитационной работы, накопилась критическая масса ситуаций, в которых требовалась подобная помощь детям. Таким образом, потребность существовала, что нам удалось посредством мониторинга через социальные службы доказать. Сегодня услуга сформирована, выделены бюджетные средства. Теперь центр психолого-медико-социального сопровождения будет проводить работу во всех территориях Пермского края с детьми – жертвами тяжких преступлений. Для того чтобы оказываемая услуга была качественной, мы приглашали авторитетных специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга. Теперь край готов оказывать помощь детям, попавшим в крайне сложные ситуации.
Совместно со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю мы работали в направлении гарантированного оказания бесплатной юридической помощи детям – жертвам тяжких преступлений. Минсоцразвития края был сформирован государственный заказ, выиграл его Пермский региональный правозащитный центр, который будет заниматься юридическим сопровождением детей – жертв особо тяжких преступлений.
– Как складывается Ваше взаимодействие с органами власти, прокуратурой, другими ведомствами?
– Во многом успех нашей работы зависит от того, какое понимание складывается между нами, госорганами и правоохранительными подразделениями. У нас в крае, к счастью, сложились конструктивные отношения со всеми ветвями власти, надзорными органами, министерствами и ведомствами. За пять лет работы мы ни разу не воспользовались правом прибегать к мерам административного воздействия на чиновников, хотя это предусмотрено административным законодательством края. Надеюсь, что и в дальнейшем мы будем продуктивно сотрудничать, находить новые формы совместной работы. Я с удовлетворением услышал предложение губернатора и глав местного самоуправления о строительстве сети детских садов и реконструкции имеющихся. Хотелось бы, чтобы ситуация с местами в детсадах изменилась в лучшую сторону.
Взгляд в будущее
Институт Уполномоченного по правам ребенка работает. На примере Пермского края можно видеть, что действия данной структуры дают положительные результаты.
Однако отсутствует федеральный конституционный закон, который регламентировал бы деятельность института уполномоченных по правам детей. В связи с этим спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко 28 мая 2012 года на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным выразила мнение, что в России необходимо принять закон об Уполномоченном по правам ребенка, в котором был бы закреплен независимый статус этого института: «У нас действует институт Уполномоченного по защите детства. Он очень важен и нужен стране, был создан в своё время при Президенте указом Президента. В Совете Европы и других международных организациях считают, что институт Уполномоченного по правам ребенка должен быть независимым, работающим самостоятельно. Мы полагаем, что нужен закон об этом институте, об Уполномоченном по правам ребёнка, чтобы в законе всё было прописано чётко и ясно, чтобы шла самостоятельная работа на законодательной базе. Мы подготовили проект закона. Я прошу Вас также дать поручение рассмотреть его и, если на то будет согласие, принять».
Будем ждать.
Ирина Герасимчук, Первый пермский правовой портал
Материалы по теме