Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков проанализировал изменения законодательства, регулирующего предоставление жилья детям-сиротам, и рассказал о проблемах, возникающих при их реализации.
– Какие кардинальные нововведения принес вступивший в силу с 01.01.2013 Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»?
– Изменился порядок и условия предоставления жилья. Согласно обновленному законодательству дети-сироты до 23 лет обеспечиваются жильем по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Это означает, что на протяжении 5 лет (на такой срок заключается этот договор) они не смогут его продать, обменять или приватизировать. Причиной введения такого ограничения стали многочисленные факты мошенничества, в результате которых сироты оставались без жилья.
По истечении 5 лет будет проводиться заседание комиссии, которая оценит, насколько самостоятельным стал выпускник детского дома. Далее с ним либо продлевают договор на тех же условиях либо заключают договор социального найма. Через год после заключения договора социального найма он получает право приватизировать жилье.
Второе значимое нововведение – это изменение порядка ведения учета детей-сирот, нуждающихся в жилье. Теперь ставить на учет детей будут по достижении ими 14-летнего возраста.
Третьим важным изменением в законодательстве является введение четырех оснований, по которым государство обязано предоставить выпускнику детского дома собственное жилье. Во-первых, если метраж жилого помещения, закрепленного за ним, не соответствует социальной норме. Во-вторых, если в жилом помещении проживают его родители, лишенные родительских прав. Третье основание – признание здания, где находится жилье, аварийным. Четвертым основанием для предоставления отдельного жилья сироте является проживание в закрепленном за ребенком жилье лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний.
– Как нововведения законодательства реализуются в Пермском крае?
В Пермском крае ситуация с исполнением законодательства по предоставлению жилья детям-сиротам оставляет желать лучшего.
В первом полугодии 2013 года средства регионального бюджета направлялись на ранее неисполненные обязательства. Из 772 судебных решений в настоящее время исполнено более 90 процентов. Оставшиеся 10 процентов будут исполнены в ближайшее время. В этих ситуациях проблема не в финансировании, а в розыске самих заявителей. Кто-то выехал за пределы края, кто-то находится в местах лишения свободы.
Сложная ситуация сложилась вокруг реализации нового законодательства. Проблема в том, что Правительство края только в сентябре этого года определило порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (Постановление Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. № 1194-П). В результате за 8 месяцев 2013 года ни одного квадратного метра жилья, которое должно составить Государственный жилищный фонд, не было ни построено, ни закуплено.
Принятие этого Постановления сопровождалось беспрецедентными мерами. Прокуратура края впервые не опротестовывала Постановление Правительства, а вынуждена была подавать исковое заявление в суд, чтобы принудить исполнительную власть края установить региональный порядок предоставления жилья детям-сиротам.
– Как в перспективе будет решаться вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
– Руководство Пермского края сошлось во мнении, что Государственный жилищный фонд будет создан не во всех муниципалитетах края. Определены 16 муниципалитетов, которые являются точками социально-экономического развития. Это города, в которых есть перспективы работы и развития. В их числе Березники, Чернушка, Кунгур, Соликамск, Пермь и другие города.
Принятым накануне Постановлением Правительством края предусмотрен порядок предоставления жилья и требования к предоставляемому жилью. Жилье должно быть пригодным для постоянного проживания (отвечать санитарным, техническим и противопожарным нормам и правилам). Общая площадь жилого помещения (дома, квартиры) должна составлять не менее 33 квадратных метров. Жилье предоставляется по месту жительства. При этом в случае невозможности предоставления жилья по месту жительства с согласия сироты жилье ему предоставляется в муниципалитете края, ближайшем к месту жительства.
Для учета и администрирования эта схема проста и удобна. Однако я данную норму склонен рассматривать как попытку ограничения свободы выбора места жительства. А это уже ограничение конституционных прав, которое возможно только в рамках федерального законодательства. Федеральный закон таких ограничений в этом вопросе не предусматривает. Следовательно, Пермский край должен предоставить детям-сиротам право самостоятельно определить место проживания.
Для этого необходимо провести опрос среди получателей жилья, то есть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Затем исходя из их пожеланий строить и закупать жилье в той или иной территории.
Однако здесь возникают другие проблемы. Вероятно, что большинство предпочтет жить в Перми. Жилье в Перми – это значительное увеличение бюджетных расходов и уменьшение количества приобретаемых квартир.
Прежде чем создавать спецжилфонд для сирот, надо выяснить их потребности. К сожалению, в отношении детей-сирот государство часто принимает решения по принципу «мы лучше знаем, что для них лучше».
– Какие проблемы могут возникнуть в дальнейшем при реализации законодательства в этой сфере?
– После вступления в силу ФЗ № 15 число нуждающихся в предоставлении жилья выросло в 1,5 раза. Сегодня в очереди на жилье стоит 14 тысяч человек. Это самый высокий показатель в Приволжском федеральном округе. Из них 4000 человек уже достигли совершеннолетия, однако их право на жилье не реализовано.
Принятие нормативно-правовых актов – процесс длительный. А жизнь не стоит на месте. Цены на недвижимость поднимаются, дети подрастают.
В этом году на исполнение законодательства о предоставлении жилья детям-сиротам из краевого бюджета выделено 770 миллионов рублей. Столько же будет направлено на эти цели в 2014 и 2015 годах. Еще 290 миллионов будут выделяться из федерального бюджета.
С учетом огромного количества тех, кто стоит в очереди на жилье, а также постоянного роста цен на недвижимость в Перми такие суммы ситуацию в один-два года кардинально не поменяют.
Можно уже предсказать сейчас, с какой проблемой столкнутся дети-сироты при предоставлении им жилья. Постановлением Правительства установлено требование – «предоставление жилья по месту жительства». Которое необходимо еще подтвердить! У сирот, которые жилья не имеют, самая главная проблема – отсутствие места жительства и регистрации именно по месту жительства. Проживание в детском доме, приемной семье, в общежитии техникума – это временное пребывание, и регистрация у них имеется временная по месту пребывания. Как показывает сложившаяся практика по гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий или имеющим право на получение жилья от государства, отсутствие регистрации по месту жительства является основанием для отказа в предоставлении жилья в муниципалитете. И они вынуждены в судебном порядке доказывать факт своего постоянного проживания, наличия у них места жительства. Для сирот это дополнительные трудности.
На мой взгляд, формулировку в Постановлении Правительства в отношении сирот надо менять. Во-первых, жилье предоставлять по месту фактического или преимущественного проживания, подтвержденного любыми документами (регистрация по месту пребывания, судебное решение о фактическом проживании на территории). И, во-вторых, дать им право выбора получения жилья в любой территории Пермского края. Я намерен обратиться в Прокуратуру Пермского края с ходатайством о проведении проверки законности установленных ограничений для детей-сирот при предоставлении им жилья.
Прогнозирую и серьезные трудности при получении жилья на основании признания домов ветхими и аварийными. Это уже сейчас одна из основных проблем. Зачастую складывается ситуация, когда в доме явно жить нельзя. Но чтобы признать дом непригодным для проживания, износ должен быть не менее 70 процентов. Однако сложившаяся сейчас практика показывает, что решения комиссии не всегда в пользу жильцов и износ дома определяется, скажем, в 69%. Формально это означает, что в нем можно проживать, и гражданам отказывают в постановке на жилищный учет.
Какие бы проблемы не возникли в будущем, выход из сложившейся ситуации сейчас один: необходимо срочно принимать меры по формированию государственного жилищного фонда (строить или приобретать готовое жилье) и обеспечить квартирами лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Ольга Красильникова, Первый пермский правовой портал
Материалы по теме