Будучи с детских лет умным, ловким и предприимчивым, Меркурий изобрел меры, числа, азбуку и обучил им людей. Крылатый шлем – дар Аида – помогал ему в битве с титанами.
Крылатые сандалии нимф позволяли мгновенно перемещаться туда, где он был нужен, ореховая ветвь от Аполлона примиряла спорщиков. Когда Меркурий бросил ветвь в клубок дерущихся змей, они обвили ее и стали влюбленно смотреть друг на друга. Так появился жезл Меркурия (кадуцей) – символ удачи, примирения и согласия.
Жезл Меркурия сегодня – официальный знак всех торгово-промышленных палат мира, по сути, он определяет их роль в сфере бизнеса.
Правовая культура на почве прикамского бизнеса
В феврале 2011 года новым президентом Пермской торгово-промышленной палаты был избран Марат Биматов. Ранее этот пост занимал Виктор Замараев. Тогда, на общем собрании членов Пермской ТПП, в программном выступлении Марат Биматов определил приоритетные направления в развитии палаты до 2015 года:
- содействие развитию предпринимательства;
- повышение эффективности бизнеса за счет модернизации и развития международного делового сотрудничества;
- поиск и развитие инновационных направлений.
В своей речи он отметил, что уже два десятилетия бизнес успешно развивается, но имидж предпринимательства еще не на том уровне, на каком хотелось бы. Поэтому одну из задач ТПП он определил, как: «Поднять имидж предпринимательства на тот уровень, при котором целью выпускников образовательных учреждений стала бы не работа в крупных вертикально интегрированных компаниях, не работа в государственных органах, а работа в собственном бизнесе».
Встреча журналиста Первого пермского правового портала с Маратом Биматовым началась с вопроса о правовой культуре в предпринимательской среде Прикамья.
– Давайте порассуждаем, – предложил Марат Рамилевич, – что такое культура? Особенно правовая. Это все лучшее, что создается в данной сфере, что может передаваться через века. Это совокупность правил и убеждений, некий кодекс, который принимается предпринимательской средой (в нашем случае) как руководство к действию в профессиональной сфере. Причем действия бизнеса лежат в рамках существующих правовых норм.
Следует напомнить, что возраст предпринимательства в России – двадцать лет. Если оглянуться на эти два десятилетия назад, то мы вспомним, что предпринимательство, которое тогда начинало формироваться, работало в условиях правового хаоса. Лучшие традиции российского купечества, существовавшие до Октябрьской революции, формировавшиеся на протяжении веков, были потеряны. Поэтому и правовая культура в сфере, о которой мы говорим, стала создаваться с нуля. И за это время не успела пустить надежные и крепкие корни. Но уже можно говорить о том, что имидж предпринимателя серьезно изменился. Бизнес во всем мире является передовой частью общества. На эти же позиции он начинает выходить и у нас. Что формирует правовую культуру? Естественно, воспитание.
Наш подход приблизительно такой, как у мамы, которая говорит сыну: «Не перебегай дорогу на красный свет – под машину попадешь!» Наличие «правильных» законов – это прекрасно! Но важно, чтобы существовала неотвратимость наказания за их нарушение. Этот факт уже сам приводил бы к формированию правового менталитета. Что касается меня, то я приверженец «китайского договора» – стороны договорились так, что выгодно всем – и даже подпись ставить нет необходимости, хотя прекрасно понимаю, что любой договор необходимо юридически правильно готовить. Правовая культура в первую очередь начинается с юридической грамотности. А отсутствие ее, ее низкий уровень у предпринимателей создают благодатную почву для многих негативных явлений в обществе. В том числе для проявления коррупции. Соответственно, повышение правовой культуры и правосознания в бизнес-среде будет способствовать снижению уровня коррупции и экономических преступлений.
–
Возникает естественный вопрос: способствуете ли Вы (если да, то как) правовому просвещению предпринимателей?
– Несмотря на то что мы не вуз, а организация, у которой много серьезных партнеров, имеющих мировой опыт сотрудничества, мы четко понимаем необходимость включать в свою деятельность целый блок мероприятий по правовому просвещению – это и семинары, и мастер-классы, и круглые столы, и персональное консультирование предпринимателей. Это крайне важно, поскольку предпринимательская деятельность находится в постоянном развитии. Человеку, который не обладает специальными знаниями, все труднее становится ориентироваться в массиве законодательства. А, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому логично, что постоянное повышение уровня правовых знаний в среде бизнеса способствует развитию предпринимательской деятельности. Наша задача – показать, как нужно делать. Только предприниматель, который осознает последствия несоблюдения закона, может стать полноценным участником экономических отношений. Мы всегда пытаемся донести принцип честного ведения бизнеса, цивилизованного разрешения споров между предпринимателями – в строгом соответствии с законом, в том числе недопустимость потворствования коррупции.
Без проблем бизнеса не бывает
Как Меркурий с рождения был посредником между богами Олимпа и простыми людьми, покровителем торговцев и ремесленников, вестником и дипломатом, так и торгово-промышленная палата с первых дней своего существования стала посредником между государственной властью и предпринимательским сообществом. Важной стороной деятельности ТПП является создание при них третейских судов, содействующих разрешению предпринимательских споров на основании Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) «О международном коммерческом арбитраже
» (вместе с Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации) и Регламента Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. Приказом ТПП РФ от 22.06.2006 N 48) (ред. от 29.01.2009) (вместе с Положением о третейских сборах и расходах). Третейский суд – особая форма разрешения споров, при которой спор передается на разрешение некоммерческой организации, однако исполнение решения такого суда обеспечивается принудительной силой государства. Споры в третейском суде рассматриваются исключительно с согласия сторон на передачу спора конкретному третейскому суду. В состав третейского суда при Пермской ТПП входят известные юристы, ученые Пермского края.
– Около 80% предпринимателей, которые обращаются в ТПП, – рассказывает Марат Биматов, – представители малого и среднего бизнеса. То есть те, кто не могут позволить себе содержать в штате юриста. Около 50% обращений связаны с судебными разбирательствами и урегулированием споров. Вторая половина обращений, как правило, сопряжена с внешнеэкономической деятельностью: изменение и корректировка учредительных документов, общие вопросы предпринимательской деятельности.
Представители крупного бизнеса (20% предпринимателей) обычно идут к нам за разъяснением сложных юридических вопросов, чаще всего, по исполнению внешнеэкономических контрактов, в основном, на стадии урегулирования споров. Если говорить о статистике вопросов, то 80% – составление внешнеэкономических контрактов, 20% из них касаются налогообложения, организации и специфики внешнеэкономической деятельности. Если говорить о правовых конфликтах, которые возникают между представителями краевого бизнеса и их зарубежными партнерами, то их можно условно разделить на две группы:
- возникают из-за умысла одной из сторон;
- возникают вследствие отсутствия должного уровня правовой грамотности при заключении сделки (непонимание последствий заключения сделки).
– Предприниматель, который хочет стать полноценным участником экономических отношений, – утверждает г-н Биматов, – прежде чем заключить контракт с иностранным партнером, должен выяснить правила заключения контракта. Узнать, какие особенности важно учитывать при его заключении, как лучше определить порядок расчетов с иностранным партнером, каков порядок разрешения возможных споров и какое право применимо к контракту. То есть какие действия предпринять, чтобы минимизировать для себя возможные риски. Но иногда в ТПП обращаются те, у кого в контракте орган разрешения споров определен, а его в принципе не существует. Возникает проблема: иностранный партнер не выполняет своих обязательств, обратиться в орган разрешения споров проблематично, тем более без знаний законодательства страны, где работает фирма-партнер. Тогда пермский предприниматель вынужден нести колоссальные убытки. Ряд предприятий сталкиваются с проблемами, возникающими уже при разбирательстве дела в судебных органах за рубежом. Хотя некоторых проблем можно было бы легко избежать при своевременном обращении к квалифицированным юристам, обладающим необходимыми знаниями в области международного права. Но вместе с тем нужно отметить, что в последнее время предприниматели предпочитают предупреждать возникновение возможных проблем, минимизировать свои риски, в том числе ведя переговоры на стадии заключения контракта.
Административная гильотина
Первое заседание региональной комиссии по государственному дерегулированию – по так называемой «административной гильотине» – состоялось 16.05.2011. Эта комиссия представляет собой коллегиальный орган, образованный «для обеспечения реализации мероприятий по снижению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в Пермском крае». Главные задачи комиссии:
- уменьшение нормативного срока предоставления государственных/муниципальных услуг;
- оптимизация контрольно-надзорных функций;
- развитие механизмов общественного участия в работе органов государственной власти и местного самоуправления и повышения ответственности предпринимательского сообщества при осуществлении государственного дерегулирования.
Как мы уже писали, 17, 22 и 29 июня состоялись заседания рабочих групп. До сентября 2011 года комиссия должна будет рассмотреть аргументы всех региональных ведомств о возможности и невозможности сокращения сроков предоставления государственных услуг и вынести свой вердикт в каждом конкретном случае. Вопрос президенту Пермской ТПП, которая является организатором работы комиссии:
–
Каковы правовые аспекты работы региональной комиссии по административному дерегулированию?
– На координационном совещании по обеспечению правопорядка в Пермском крае, действующем в соответствии с Указом губернатора Пермского края от 14 декабря 2010 г. N 106, было принято решение о создании рабочей группы по снижению административных барьеров. В рабочую группу вошли тогда представители органов власти, ТПП и предпринимательского сообщества, а также эксперты. Основной задачей рабочей группы было выявить существующие административные барьеры в Пермском крае и предложить варианты их снижения или устранения. Итоги ее работы были представлены на совещании при губернаторе Пермского края от 28.03.2011.
По результатам проведенного исследования эксперты пришли к выводу, что основной проблемой для бизнеса при прохождении административных разрешительно-согласовательных процедур являются временные затраты. Кроме того, лицензирование и сертификация, проверки налоговых и иных контрольно-надзорных органов...
Рабочей группой был предложен ряд инструментов по снижению административных барьеров. Один из которых – создание
региональной комиссию по государственному дерегулированию («административная гильотина»), которая могла бы в том числе рассматривать вопросы сокращения нормативного срока предоставления государственных/муниципальных услуг (исполнения функций).
Было принято решение организовать реализацию этого проекта на площадке Пермской ТПП, поскольку именно ТПП является той организацией, которая должна объединить усилия предпринимателей по сокращению административных барьеров и выступить посредником между бизнесом и властью в данном направлении.
На первом заседании региональной комиссии были приняты положение и порядок работы комиссии, утвержден состав комиссии, а также график работы. Первый этап работы «административной гильотины» – сокращение сроков предоставления органами государственной и муниципальной власти Пермского края государственных/муниципальных услуг. Далее комиссия займется анализом функций и услуг с содержательной, процедурной точки зрения для того, чтобы убрать из работы органов власти избыточность и дублирование функций. Это будет, естественно, способствовать развитию предпринимательской деятельности в Пермском крае.
Если говорить кратко о первом этапе работы комиссии, то суть проекта сводится к следующему: органы власти, которые оказывают государственные/муниципальные услуги, должны представить комиссии предложения по сокращению сроков предоставления услуг. Эти предложения рассматриваются комиссией, закрепляются решением комиссии, которым предлагается органам власти внести соответствующие изменения в свои административные регламенты. Есть уверенность в том, что реализация проекта позволит в целом оптимизировать процесс предоставления государственных/муниципальных услуг, а это, естественно, положительным образом скажется на развитии взаимодействия органов власти и бизнеса.
Мнение по поводу
–
Марат Рамилевич! Интерес наших читателей вызвал материал, опубликованный на портале под названием «Особо умный суд появится в Сколково». Речь в нем идет о создании в России патентного суда. Как Вы считаете, какая сфера интеллектуального права будет наиболее востребована у нас?
– Идея создания патентного суда в России давно обсуждается в обществе. Идея очень хорошая. Нам (ТПП) приходится участвовать в судебных делах, связанных с интеллектуальной собственностью. Большую сложность представляет то, что ни работники прокуратуры, ни следователи, ни судьи не сталкивались ранее с подобными делами, не имеют по ним практики, область деятельности для них нетипичная. Очень трудно разобраться в таких делах, не будучи специалистом по интеллектуальной собственности. Дела должны рассматриваться с правовой точки зрения, экономической, технической, причем области применения изобретений могут быть самые разные, начиная от создания штаммов микроорганизмов до создания наноматериалов, сложных технических объектов и технологий. Если дело касается использования товарных знаков, то часто бывают необходимы филологические знания. Очень много дел связано с выплатой вознаграждений авторам, здесь необходим экономический анализ ситуаций. Дела, связанные с интеллектуальной собственностью, рассматриваются, как правило, очень долго, проводятся многочисленные противоречащие друг другу экспертизы, причем часто проведение экспертиз поручается техническим специалистам, не имеющим познаний в области патентного права, поэтому выводы экспертиз порой противоречат нормам закона.
В некоторых странах патентные суды успешно действуют, думаю, что России надо перенимать этот опыт. Данный вопрос должен решаться на государственном уровне.
Наиболее острые вопросы, которые могут решаться патентным судом, это вопросы вознаграждения авторам изобретений работодателями, вопросы выплаты компенсаций за незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности.
Справка:
Деятельность ТПП в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 23.07.2008) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также уставом, на основании которого она действует. Это негосударственная некоммерческая общественная организация, которая оказывает содействие национальным производственным, коммерческим, иным предприятиям и организациям в области установления, поддержания и расширения деловых контактов с зарубежными партнерами; оказывает предприятиям практическую помощь в экспортной деятельности, использовании эффективных форм экономического сотрудничества, содействует развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей страны с предпринимателями зарубежных стран.
Если обратиться в недавнюю историю, то мы помним, что одним из главных преобразований в России, связанных с формированием рыночной экономики, стала либерализация внешнеэкономической деятельности: страна стала формировать рыночную экономику открытого типа. Тогда, в девяностых, то есть в период перестройки, большая роль в решении проблем, связанных как с внешнеэкономической деятельностью, так и с процессом формирования внутренней экономической политики, принадлежала общественным объединениям предпринимателей. Это не уникальное явление, мировая практика показывает, что подобные объединения в разных странах консолидируют и защищают интересы предпринимателей. Сегодня система ТПП РФ – это совокупность взаимодействующих организаций: торгово-промышленных палат и их членов, действующих на основании закона, объединенных в единое целое. А также объединений предпринимателей, действующих на федеральном и региональном уровнях и являющихся членами палат.
|
Ирина Витвицкая
Материалы по теме
ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал