Госкомпании и монополии будут проводить торги по закону
1 января начнет действовать закон о закупках для нужд госкомпаний и монополий. Предпринимателям, которые покорили госзаказ, откроется новая вершина. Рассказывает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Дмитрий Махонин.
Причины и последствия
– Дмитрий Николаевич, по каким причинам появился новый закон?
– Сама идея появилась давно. А первый шаг был сделан в декабре 2007 года. Тогда Институт экономики переходного периода закончил разрабатывать проект закона (п. 35 распоряжения Правительства РФ от 29.01.2007 N 88-р).
Заказчиком выступило Минэкономразвития России. В 2008 году к нему присоединилась Федеральная антимонопольная служба. Причин тому было несколько.
У естественных монополий затраты на закупки выше, чем у западных конкурентов. Эти затраты монополии закладывают в тариф.
Кроме того, в 2008 году Федеральная антимонопольная служба поставила цель: преобразовать госкорпорации. Одной из задач стало расширение конкурсных закупок.
У естественных монополий и госкомпаний закупки, как правило, являются непрозрачными. Их регулируют положения Гражданского кодекса и абстрактные нормы ст. 17, 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Когда монополия совершает непрозрачные закупки, у исполнителя нет стимулов для совершенствования своих услуг. Теперь на эти торги придут новые компании, малые и средние.
Замедлится ли рост тарифов, я не знаю. Это компетенция другого ведомства. Но предпосылки для замедления обязательно будут.
Область действия
– На какие закупки распространяется закон?
– Закон распространяется на закупки от 100 тыс. рублей. Для заказчика, чья годовая выручка превышает 5 млрд., – от 500 тыс. рублей (п. 15 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
Новый закон не распространяется:
- на размещение заказов по Федеральному закону N 94-ФЗ «О госзакупках»;
- на приобретение товаров на товарной бирже;
- на выбор аудитора по ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
- на куплю-продажу ценных бумаг, валюты;
- на отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по ст. 18 Закона о защите конкуренции (п. 4 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ).
Теперь возьмем ст. 18 Закона о защите конкуренции. Она говорит об отборе финансовых организаций по правилам Закона о госзакупках. Эта статья распространяется на органы власти, внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий.
А новый закон под заказчиком понимает:
- субъекты естественных монополий;
- госкорпорации;
- госкомпании;
- унитарные предприятия;
- автономные учреждения;
- общества, где совокупная доля государства, муниципалитета превышает 50%;
- организации в сфере электро-, газо-, тепло, водоснабжения, утилизации твердых бытовых отходов;
- «дочек», «внучек» всех этих юридических лиц (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ).
Таким образом, эти две нормы совпадают только по субъектам естественных монополий.
Третий антимонопольный пакет вносит сюда ясность. Статья 18 не будет упоминать естественные монополии. Все-таки заказчику из нового закона придется покупать финансовые услуги по Федеральному закону N 94-ФЗ (п. 15 ст. 1 проекта N 576274-5, ред. от 09.09.2011).
Принципы
– Новый закон вообще похож на Закон о госзакупках...
– Отчасти. Новый закон является рамочным, а не детальным. Но в нем наличествуют все принципы Закона о госзакупках (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
Например, информационная открытость. Этот принцип обязывает заказчика публиковать в Интернете:
- положение о закупках;
- план закупок на год;
- извещение о закупке;
- документацию;
- разъяснения;
- протоколы;
- сведения о количестве и общей стоимости договоров.
Сначала эти данные будут на сайте заказчика, а с 1 июля 2012 года – на zakupki.gov.ru (ст. 4, п. 3 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ).
Правительство России имеет право установить особый перечень товаров и услуг. Сведения об их закупке, не являясь государственной тайной, все равно не размещаются на zakupki.gov.ru (п. 16 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Эта норма может создать еще одно исключение из области действия нового закона. Возможно, она отражает позицию тех представителей Минэкономразвития России, которые призывают закрыть единый сайт о закупках. (Одно из положений проекта Федеральной контрактной системы.)
Положение о закупках
– Если закон рамочный, то на основе чего проходят торги?
– На основе положения о закупках. Его утверждает заказчик. Перечень способов закупки является открытым (п. 3 ст. 3, ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ).
Правительство России может установить список товаров и услуг, которые закупаются в электронной форме. Непонятно, будет ли перечень обязательным и какая форма имеется в виду. Разработчики же предлагали такой вариант: «исключительно путем... открытого аукциона в электронной форме» (проект N 520154-5 (ред. от 24.03.2011), п. 4 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
– Сколько заказчиков приняли положение о закупках?
– Сегодня в большинстве госкорпораций и естественных монополий имеются локальные акты о конкурсных закупках. Но документы эти носят декларативный характер. Есть вероятность, что новые положения о закупках будут приниматься путем внесения изменений.
В августе представители государства в советах директоров акционерных обществ получили задание: принять положение о закупках. «Росатом» уже принял. И сейчас энергетики обсуждают, насколько применимо это положение к другим компаниям.
Это в Москве. А в Перми, как представляется, компании не готовы к новому закону.
Пермские госкомпании довольно консервативны и начнут работать в последний момент, когда не будет другого выхода. Я имею в виду 1 апреля 2012 года.
К этому дню заказчик должен опубликовать утвержденное положение на своем сайте. Иначе будет работать по Закону о госзакупках, пока не примет этот акт (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ).
Санкции
– Да, законодатель знает, чем напугать. А Вы готовы к новому закону?
– Управление будет рассматривать жалобы, чего бы нам это ни стоило. Надеемся все же, что количество сотрудников увеличится.
Ведь в 2010 году по госзаказу поступило 1200 жалоб. В 2006-м, когда Закон о госзакупках только начал действовать, – 200. По новому закону жалоб будет не меньше: бюджет госкомпаний и монополий в 3 раза больше консолидированного бюджета России.
Мы будем смотреть: соответствуют ли положения о закупках новому закону и Закону о защите конкуренции. Если нет, то станем выходить в суд с понуждением к исполнению этих законов. В случае жалоб на проведение торгов будем признавать положения недействительными.
– Унитарное предприятие объявило запрос котировок на 1 млн. рублей. Может ли предприниматель оспорить форму проведения торгов?
– Действительно, это коррупционный способ закупок. Оспорить его сложно, если в положении заказчик предусмотрел запрос котировок на подобную сумму и установил порядок закупки этим способом (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
Предприниматель может обратиться к нам. Мы отследим прозрачность процедур во время торгов.
– Получится ли у предпринимателя сохранить анонимность, обжалуя действия заказчика?
– Управление не рассматривает анонимные жалобы. Но практика по Закону о госзакупках выработала такой алгоритм.
Предприниматель видит в документации условия, которые ограничивают конкуренцию и не предусмотрены законодательством. Открыто жаловаться не хочется: есть опасения насчет перспектив своего бизнеса. (Ведь госкорпорации выполняют некоторые государственные функции, а монополии могут лишить доступа к ресурсу.)
Деловой человек регистрирует юридическое лицо специально для участия в закупке. От его имени направляет запрос о разъяснении документации, становясь таким образом участником торгов. Не дожидаясь ответа, предприниматель подает жалобу на извещение в Федеральную антимонопольную службу.
Основания для обжалования в антимонопольном органе шире тех, которые называет п. 10 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ. Это следует из совокупности норм ст. 6 нового закона и ст. 17 Закона о защите конкуренции. Эти основания напоминают основания по Закону о госзакупках.
– Каким образом быстрее всего пресечь незаконные действия заказчика?
– Когда будет принят Третий антимонопольный пакет, самым действенным способом станет обращение к нам.
Судите сами. Рассмотрение жалоб по любым торгам – 7 рабочих дней (иногда – 5). Приостановка торгов – в течение 3 рабочих дней с момента поступления жалобы (ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в ред. проекта N 576274-5).
Обжалование в антимонопольном органе не исключает заявления в арбитражный суд. Единственная возможность здесь – это попытка принять обеспечительные меры.
– Допустим, я хочу подать в Управление жалобу на действия заказчика...
– Тогда заходите на perm.fas.gov.ru. Перечень документов устанавливает только что упомянутая статья из Третьего антимонопольного пакета. Административный регламент тоже пока в проекте.
– Когда новый закон заработает на практике?
– Закон вступит в силу 1 января. (Для некоторых категорий заказчиков он устанавливает другие сроки.)
Не позднее апреля заказчики объявят первые торги: по новому закону или по Закону о госзакупках – кто как успеет.
Андрей Пепелышев
Материалы по теме
ИСТОЧНИК//
Журнал «КонсультантПермь», октябрь 2011 г.