Возникновение чрезвычайной ситуации сложно спрогнозировать. Она может произойти как из-за действий граждан, так и в силу не зависящих от человека природных катаклизмов. Работа по ликвидации ЧС и ее разрушительных последствий осуществляется правительством, исполнительными органами власти и совместными усилиями ведомств.
Олег Владимирович Попов, начальник Главного управления МЧС России по Пермскому краю, рассказал об ожиданиях законодателей от многочисленных изменений в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность в сфере предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций, а также проинформировал о требованиях проверок организаций.
– Расскажите о законодательных изменениях текущего года, регулирующих работу Главного управления МЧС России по Пермскому краю.
– 1 апреля 2012 года был принят Федеральный закон N 23-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», уточняющий порядок назначения руководителей по ликвидации ЧС и определения уровней реагирования.
Изменения, закрепленные новым законом, особенно важны, так как способствуют усилению контроля и повышению ответственности на всех уровнях предупреждения и ликвидации ЧС.
К сожалению, часто чрезвычайные ситуации, возникающие на уровне объекта, из-за не вовремя и не в полной объеме принятых мер ликвидации, достигают местного, а впоследствии и межмуниципального уровня реагирования. Что требует серьезных материальных и финансовых затрат, наносит более ощутимый ущерб.
Положения данного закона увеличивают ответственность руководителей предприятий в части предусмотрения возможностей профилактики и устранения чрезвычайных ситуаций. В связи с этим на крупном объекте в обязательном порядке должны присутствовать:
- квалифицированный руководитель по ликвидации ЧС;
- комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования (если таковых не предусмотрено, то необходимо заключить договор со специалистами в этой области);
- резервы материальных и финансовых ресурсов в соответствии с прогнозированием появления аварийной ситуации исходя из специфики деятельности предприятия.
После вступления в силу Федерального закона N 23-ФЗ Главное управление направило Правительству Пермского края предложения о внесении изменений в
Закон Пермского края от 12.03.2007 N 12-ПК «О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в
Постановление Правительства Пермского края от 20.10.2006 N 52-п «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края».
Данные предложения касаются изменений:
– в полномочиях Правительства Пермского края в области защиты населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций;
– в полномочиях органов местного самоуправления, прав и обязанностей организаций в области защиты населения и территорий Пермского края;
– в добавлении статьи «Функционирование органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края».
Положения нашей инициативы находятся на рассмотрении. Мы надеемся на утвердительный ответ краевого правительства.
– Прокомментируйте нововведения в нормативных правовых актах, касающиеся надзора за маломерными суднами.
– Стоит начать со вступления в силу 23 апреля 2012 года
Федерального закона N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», определившего понятие и закрепившего изменения в правилах регистрации маломерного судна.
Кроме того, 1 июля текущего года состоялось селекторное совещание, на котором министр МЧС России
Владимир Андреевич Пучков дал четкие указания по приостановке технического освидетельствования маломерных судов. Немаловажным является временное распоряжение министра о непривлечении к административной ответственности владельцев маломерных судов, не прошедших ежегодное техническое освидетельствование. Допуск к сдаче экзамена на право управления маломерным судном владельцев, прошедших заочное и самостоятельное обучение, теперь закреплен на федеральном уровне. Хотя в Пермском крае подобное не запрещалось и ранее.
Последним на сегодняшний момент в данной сфере законодательным нововведением стало разрешение использовать некоторые категории представляющих относительно меньшую опасность маломерных судов без государственной регистрации согласно Федеральному закону N 36-ФЗ.
На мой взгляд, эти уступки сделаны с целью поисков оптимальных форм воздействия и регулирования деятельности граждан. Владельцы маломерных судов должны воспринимать подобные послабления как свободу для самостоятельной организации и ощутить всю полноту ответственности за принятие решений. Что становится приоритетным из-за увеличения числа случаев гибели на воде в текущем году на 40% по сравнению с 2011 г.
Возможно, принятые изменения позволят обратить особое внимание надзорных органов на крупные и представляющие гораздо большую опасность виды маломерных судов, повысить качество контроля за зарегистрированными водными средствами передвижения. Ранее их насчитывалось 32 тысячи, сейчас их число составляет около 25 тысяч единиц техники.
Оценивать эффективность и удачность способов реализации новых законов пока еще рано. Нас ждет серьезная работа по выработке подходящих механизмов их применения, корректировке, дополнению и анализу.
–
Какие особенности состояния объекта больше всего интересуют инспектора при проверке?
– В связи с вступлением в силу 1 января 2012
Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» при плановой проверке в первую очередь будет обращаться внимание на правомерность страхования предприятия.
К примеру, если объект согласно своему техническому паспорту может нанести ущерб в десятки миллионов рублей, но застрахован на несколько сотен тысяч, то, безусловно, возникают вопросы. Налицо признаки нарушения законодательства, из-за которых МЧС уполномочено обращаться за разъяснением в органы, выдавшие лицензию на ведение деятельности этому предприятию, а также попросить о содействии Ростехнадзор, прокуратуру, суд. Так как объект по данному основанию представляет непосредственную угрозу безопасности, Главное управление, скорее всего, будет настаивать на получении судебного решения о закрытии предприятия на срок до 90 суток для устранения нарушения.
С начала текущего года сотрудниками управления надзорной деятельности в ходе плановых проверок осмотрено 18 организаций, нарушений в которых по данным параметрам не выявлено.
План таких проверок разрабатывается заранее и согласовывается с прокуратурой. Раз в три года плановую проверку обязаны пройти все организации, контроль за состоянием которых входит в компетенцию МЧС. В силу веских оснований заявление предприятий об изменении графика проверки может быть удовлетворено. К примеру, сотрудники надзорного отдела перенесут ее дату на более поздний срок, если на объекте происходит смена руководства.
Мы готовы идти навстречу организациям, но злоупотреблять переносом графика проверок не стоит. За выполнение плана управление несет ответственность перед прокуратурой Пермского края. Поэтому каждый перенос плановой проверки мы должны обосновывать исходя из информации, предоставленной нам предприятием в заявлении.
Внеплановые проверки также согласовываются с прокуратурой. Основанием обычно служит размещенный в средствах массовой информации материал или письменное обращение о конкретных нарушениях норм требований законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне, защите населения территории в случае ЧС в надзорные органы ГУ МЧС России по Пермскому краю.
В некоторых случаях прокуратура отказывает в проверке определенного объекта, не видя серьезных оснований для ее проведения. Об этом мы уведомляем заявителя.
– Каким образом ГУ МЧС России по Пермскому краю осуществляет взаимодействие с другими ведомствами?
– На федеральном уровне вопросы взаимодействия регулируются
Постановлением Правительства РФ N 794 «О единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Для реализации Постановления Правительства Пермского края от 20.10.2006 N 52-п «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края» утвержден Перечень органов и уполномоченных организаций, действующих в рамках функциональных территориальных подсистем, с которыми осуществляется взаимодействие по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на территории Пермского края. В данный перечень входят такие структуры, как МВД, МЧС, Ростехнадзор, Министерство здравоохранения и др.
В соответствии с постановлением Главным управлением МЧС России по Пермскому краю заключено
24 соглашения о порядке взаимодействия и осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Между оперативной дежурной сменой федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Пермскому краю» подписано 23 регламента информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти. Исключением пока остается государственное учреждение «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», с которым с октября 2011 года по настоящее время Главным управлением активно ведется переписка и переговоры по подписанию регламента. Очередной его проект от 03.07.2012 исх. N 6088-1-20 был направлен в Центр гидрометеорологии в июле.
Дополнительно в целях информационного взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
на территории Пермского края организовано взаимодействие с 38 организациями. Главное управ Главное управление заключило с ними 34 соглашения, между оперативной дежурной сменой ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Пермскому краю» – 20 регламентов информационного обмена.
Мы должны четко понимать, что ни одно ведомство, каким бы эффективным ни была его работа, не в силах противостоять множеству серьезных угроз, существующих на сегодняшний день, в одиночку. Поэтому на объектовом, местном, региональном и федеральном уровнях действует единая сложная многосоставная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Источник: Первый пермский правовой портал
Материалы по теме