В ходе осуществления контрольных функций органами Минюста постоянно выявляются факты неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством РФ для некоммерческих организаций. В ежегодных посланиях Федеральному Собранию президент постоянно делает акцент на развитие России как демократического государства. При этом говорится о необходимости становления институтов гражданского общества. Некоммерческие организации, по сути, являются одним из эффективных и важных институтов гражданского общества. В последнем послании президента обозначается как основная политическая стратегия модернизация системы государственных услуг населению: «Считаю, что мы должны активнее подключать к их оказанию некоммерческие организации, – отмечает президент. – Я полагаю, что участие некоммерческих организаций может сделать социальные услуги более предметными и адресными и, что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате». Развитие и законность Наши задачи (отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции России по Пермскому краю (далее – Управление) – Прим. ред.), с одной стороны, способствовать созданию и развитию НКО. С другой стороны – обеспечить законность их деятельности. Одной из основных функций Управления является осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям и задачам, предусмотренным их учредительными документами и действующему законодательству Российской Федерации. Контрольные функции реализуются Управлением как в процессе проведения проверок, так и в ходе изучения материалов учетных дел некоммерческих организаций. Проведение контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 1 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Административный регламент, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 N 90 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации». В настоящее время контроль, осуществляемый органами Минюста России за деятельностью НКО, это наиболее эффективное средство профилактики и пресечения нарушений действующего законодательства со стороны общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций. Типичные нарушения Следует перечислить наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения со стороны НКО по результатам контрольных мероприятий. Непредставление ежегодной отчетности о продолжении деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности для некоммерческих организаций – 15 апреля года, следующего за отчетным. Общественные объединения предоставляют ежегодно информацию о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в соответствии с требованием ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иные некоммерческие организации – отчет о деятельности по формам N ОН0001, ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 29 марта 2010 г. N 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», либо заявление и информацию о продолжении деятельности за указанный период в порядке, предусмотренном п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Однако многие организации данным требованием закона пренебрегают, что в конечном результате приводит к их ликвидации в судебном порядке. Следует особо отметить, что для отдельных видов и форм некоммерческих организаций, помимо вышеуказанной, предусмотрена действующим законодательством и иная отчетность. В силу ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация обязана ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (то есть до 1 апреля года, следующего за отчетным). Некоммерческие (в том числе и общественные фонды) в силу п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества. Неинформирование (либо несвоевременное информирование) Управления об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, смена его места жительства либо фамилии). Непредставление сведений для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации. Все вышеуказанные нарушения влекут ответственность некоммерческих организаций вплоть до их ликвидации в судебном порядке. Непредставление (равно как и несвоевременное представление) в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления государственным органом его законной деятельности, является основанием для привлечения правонарушителя к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации Участились случаи непредставления организациями документов для проведения проверки. Обязанность представить необходимые для проведения проверки документы к установленному для этого сроку и в соответствии с направленным в организацию уведомлением предусмотрена для общественных объединений ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях», а для иных форм некоммерческих организаций – п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». О чем свидетельствует данная ситуация? Либо о самоликвидации этих некоммерческих организаций, либо об игнорировании ими закона. Такое нарушение, как неинформирование Управления об изменении сведений, касающихся смены адреса некоммерческой организации, с нарушением 3-дневного срока, приводит к тому, что организацию сложно и практически невозможно отыскать, т.к. в Едином государственном реестре юридических лиц нет ее нового адреса. Данная недисциплинированность свойственна многим формам организаций. Хотелось бы обратить внимание руководителей, что за несвоевременное исполнение обязанности по представлению документов на проверку организация также может быть привлечена к административной ответственности, а при неоднократности нарушения – ликвидирована в судебном порядке по исковому заявлению Управления. Встречаются случаи, когда организация обнаруживается уже после того, как суд вынесет решение о ликвидации либо прекращении ее деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. (сокращенно ЕГРЮЛ). Нарушение норм устава. Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих организаций свидетельствует, что наряду с непредставлением отчетности и обновленных данных для включения в ЕГРЮЛ наиболее часто нарушаются требования ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которым некоммерческая организация и, в частности, общественное объединение обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами. Чаще остальных нарушаются нормы устава, касающиеся периодичности проведения заседаний руководящих органов, осуществления руководящими и контрольно-ревизионными органами полномочий, закрепленных в уставе некоммерческой организации, соблюдение сроков полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов некоммерческой организации, соблюдения процедуры приема в члены организации. Нарушение требований законодательства. Как любое лицо, некоммерческая организация обязана соблюдать требования действующего законодательства. Действующим законодательством установлены определенные требования: – к содержанию учредительных документов некоммерческой организации (чаще всего в уставах НКО не отражены либо противоречат закону следующие обязательные положения: порядок реорганизации и ликвидации, порядок внесения изменений в учредительные документы, сведения о наличии и порядке деятельности отделений, филиалов, представительств, вопросы исключительной компетенции высшего руководящего органа, условие правомочности заседания высшего руководящего органа, сроки полномочий руководящих органов); – наименованию некоммерческих организаций (оно должно отражать характер деятельности); – к эмблеме и иной символике некоммерческой организации (она должна включать официальное полное наименование некоммерческой организации, должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке, запрещено использование в качестве эмблемы (символики) некоммерческой организации государственного герба Российской Федерации); – к предпринимательской деятельности некоммерческой организации (она должна соответствовать целям некоммерческой организации и служить для их достижения); – к особенностям организационно-правовых форм некоммерческих организаций и их видов (так, существенно отличаются цели фонда от целей иных НКО; цели объединений инвалидов, детей и молодежи, благотворительных организаций указаны в соответствующих специальных законах). Реакция на нарушения Основной формой реагирования со стороны Управления на нарушения законодательства является вынесение предупреждений в адрес руководящих органов. За несвоевременное исполнение предупреждений организация может быть привлечена к административной ответственности. За неоднократные или грубые нарушения организация может быть ликвидирована в судебном порядке по исковому заявлению Управления. Следует отметить, что Управление не ставит своей целью применение мер воздействия. Регулярно проводится разъяснительная работа с представителями НКО при проведении горячих линий, при консультациях. Специалистами разработаны памятки для руководителей некоммерческих организаций, оформлен информационный стенд с образцами форм отчетов. У Управления в сети Интернет имеется официальный сайт, который содержит все памятки, список нарушений, установленных при проверках НКО, при заполнении ими форм отчетов, при подаче документов на регистрацию, а также план проверок НКО на текущий год. Его адрес: www.minjust-рerm.ru. Сайт пополняется по мере поступления обновленной информации. В заключении еще раз хотелось бы обратить внимание НКО на необходимость своевременного информирования о смене адреса (места нахождения) организации, ее руководителя, а также представления предусмотренных законом отчетов. Наталья Михляева Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал