В начале двухтысячных годов в российском обществе сформировался консенсус по отношению к необходимости борьбы с экстремизмом, в частности:
- наличие угрозы общественной безопасности, связанной с деятельностью экстремистских организаций и объединений;
- необходимость борьбы с экстремизмом, прежде всего – национализмом и фашизмом, включая меры по запрету деятельности некоторых радикальных политических и общественных организаций и объединений;
- создание специальной государственной политики по борьбе с проявлениями экстремизма.
Государственная политика по противодействию экстремизму, в том числе принятие Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», было поддержано общественными организациями.
В виде документа, то есть программы или концепции, государственная стратегия борьбы с экстремизмом не закреплена. Можно говорить о некоторой стратегии борьбы с экстремизмом, анализируя задачи деятельности Департамента по борьбе с экстремизмом (ДПЭ) (сейчас – Государственное управление по борьбе с экстремизмом (ГУПЭ) при МВД РФ и Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму при Президенте РФ (2011 год). По сравнению с ДПЭ, задачи ГУПЭ более узкие (отсутствует участие в формировании государственной политики в борьбе с экстремизмом, участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в установленной области деятельности), но появялется новое направление деятельности – противодействие терроризму. Задача по формированию государственной политики по борьбе с экстремизмом переходит Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму при Президенте РФ. Комиссия исполняет таккже несколько политических задач – формирование концепций и программ по борьбе с экстремизмом, разработка мер по профилактике и противодействию экстремизму, мониторинг проявления экстремизма и мониторинг состояния противодействия экстремизму, совершенствование таких мер, организационно-методическое руководство постоянно действующими рабочими группам по вопросам гармонизации межэтнических отношений. В задачи Комиссии включено также взаимодействие с общественными объединениями и организациями для обеспечения координации деятельности в области противодействия экстремизму и мониторинга состояния противодействия экстремизму в РФ.
Как видим, стратегия борьбы с экстремизмом носит номинальный характер, не содержит конкретных мер, оценки рисков, результативности и т.п.
Реализация государственной политики по противодействию экстремизму носит спорадический характер, сопровождается высокими издержками, не имеет адекватных параметров оценки результативности, сопровождается нарушениями прав человека (например, см. доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2011 год, часть «Право получать и распространять информацию»).
Несмотря на это, некоммерческие организации и гражданское общество в целом включаются в деятельность по противодействию экстремизму. Примерами такой деятельности могут служить: организация мониторингов проявления экстремизма (в виде расизма, антисеметизма и т.п.), профилактика экстремизма (специальные направления региональных и городских конкурсов социальных проектов по поддержке деятельности НКО, направленной на профилактику экстремизма и гармонизацию межнациональных отношений), попытки привлечения к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности.
Участвуя в деятельности по противодействию экстремизму, НКО легитимизируют некачественную государственную политику в этой области, создают общественный невроз по поводу угрозы экстремизма, поддерживают архаичные практики, способствующие сжатию пространства общественного диалога, сегрегации политической и общественной деятельности.
Представлеятся, что общественным организациям, прежде всего, правозащитным, необходимо отказатся от взаимодействия с государством в непродуктивных областях деятельности (такой представляется борьба с экстремизмом), настаивать на формировании широкого общественного диалога с участием тех политических и общественных организаций, объединений, которые сейчас от него отрезаны в силу признания их экстремистскими и запрета их деятельности. В частности, необходимо выступать не просто за пересмотр Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», но за его отмену, реабилитацию осужденных за преступления экстремистской направленности, формирование адекватной государственной политики по борьбе с терроризмом и с насильственными преступлениями по идеологическим мотивам.
Демакова Ксения Владимировна, пресс-аналитик, эксперт Центра Гражданского Анализа и Независимых Исследований «ГРАНИ».
Источник:
Материалы научно-практической конференции «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России» 27-28 марта 2012 года
Материалы по теме