Итоги работы секции, на которой обсуждалась региональная модель развития медиации в Пермском крае, подвела Татьяна Марголина, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае.
В своем выступлении она отметила:
– В работе нашей секции приняло участие 18 человек. Это те, кого мы приглашали на экспертное обсуждение модели развития медиации в Пермском крае. Экспертное обсуждение показало, что сегодня, несмотря на ту информацию, которая прозвучала на пленарном заседании, пермской модели как таковой нет.
Каковы итоги работы секции?
Мы пытались определить, что такое модель. Классическое определение модели – это описание реализованных проектов с учетом их эффективности, результативности и так далее.
Второе значение модели – это нормативный стандарт процедуры урегулирования конфликта на краевом уровне. То есть некий законодательный акт (либо акт Правительства). Такого тоже нет.
Но мы убедились в том, что в Пермском крае есть один успешно реализуемый управленческий проект. Это проект восстановительного правосудия несовершеннолетних. Его отличительная особенность в том, что он встроен в управленческую систему. Определены его цели, критерии эффективности с учетом подключения разных уровней управления. Были названы в процессе обсуждения и другие успешные проекты, например еще один, который был реализован в Агентстве по управлению социальными службами. На наш взгляд, так же как и первый, он может стать модельным, если будет описан по всем необходимым исследовательским критериям. А впоследствии может быть реализован другими ведомствами, министерствами на уровне исполнительных органов власти.
Кроме того, на нашей секции были названы несколько успешных проектов Центра социальной активности (это некоммерческая организация в сфере ЖКХ). Но беда этого проекта в том, что он не был встроен в управление процессами ЖКХ, мало того, органы местного самоуправления фактически закрыли этот проект после экспериментальной проработки. Управленческого проекта по гражданской некоммерческой инициативе, к сожалению, не получилось. Поскольку ни один из перечисленных проектов не проанализирован, наша секция рекомендует сделать заказ на исследование успешно реализуемых управленческих проектов, объединив усилия профессионального сообщества медиаторов, общественности, разных уровней управления. И сделать на научной и практической основе описание пермских моделей.
Мы увидели исходя из проблемы напряженности и конфликтности, что если к имеющимся проектам будет добавлен управленческий ресурс, то может возникнуть положительный эффект, который есть в двух названных мною ранее проектах.
Мы считаем, что такие управленческие проекты возможны в более широком варианте по линии:
- Министерства социального развития;
- Министерства образования;
- Министерства здравоохранения;
- Фонда медицинского страхования;
- ТОСов на местном уровне (внедрение примиренческих процедур для разрешения конфликтов на уровне общественного самоуправления).
Было предложено выделить еще одну сферу – средств массовой информации. Зачастую СМИ формируют конфликты в общественном сознании. Потому мы говорим о возможном управленческом проекте, но не подразумеваем, что власть должна управлять этим проектом. Эти функции может взять на себя другой субъект. Главное, чтобы этот проект был не просто инициативным, но именно управленческим, возможно, с органами местного самоуправления или органами государственного управления.
Секция считает, что для развития пермской модели медиации надо рассматривать более широкий контекст.
На местном уровне мало действенных коммуникаций между органами самоуправления и гражданами, потребителями услуг и государственными органами, потребителями услуг и бизнесом. В то же время в связи с высокой напряженностью в обществе потребность в коммуникативных управленческих проектах достаточно велика. Внедрение примиренческих процедур возможно по линии Министерства социального развития (в более широком варианте, чем сейчас), по линии Министерства образования, Министерства здравоохранения и Фонда медицинского страхования, на местном уровне – ТОСов.
Кроме того, по мнению специалистов, развитие пермской модели медиации надо рассматривать в более широком контексте, имея в виду обучение жителей Пермского края и должностных лиц не только основам медиации и разрешения конфликтов, а даже работе с людьми (муниципальных и государственных служащих).
Я благодарю
участников нашего круглого стола, руководителей и представителей органов законодательной власти Пермского края, исполнительных органов государственной власти, представителей некоммерческого сектора,
судейского сектора,
вузовской общественности. Благодаря их участию и активности мы увидели и проблемы, и перспективы.
Рустем Максудов, президент центра «Судебно-правовая реформа», председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации (г. Москва), поддержал Уполномоченного по правам человека в Пермском крае:
– Управленческий проект не обязательно должен быть связан с властью. На мой взгляд, дело не в политической воле, а в бедности идей и организационных форм. Теперь о том, что я увидел сегодня.
Одна из главных составляющих – школьная служба примирения в рамках воспитательных практик. Но при этом имеет право на существование проект, в рамках которого дети могли бы осуществлять медиацию под руководством взрослых. Можно трансформировать эту модель в школьный клуб примирения.
Второй момент. Думаю, что сегодня Пермский край по возможностям не имеет равных в Российской Федерации. Соответственно, он может быть лидером по развитию самых разных проектов. Медиация может помочь в решении разных проблем. Но важно понять, какого типа изменений мы хотим добиться с помощью медиации.
Дело в том, что в Европе, Америке, других странах нет такой ситуации, как в России, когда отсутствует установка на сотрудничество друг с другом. И это нужно признать.
Медиация в западных странах возникла параллельно с готовностью людей к сотрудничеству, к мирному разрешению конфликта. У нас этого нет.
Источник: Первый пермский правовой портал
Материалы по теме