Все нормативные правовые акты, принимаемые депутатами пермского парламента, проходят правовую экспертизу. О том, как это происходит и с какими подводными течениями сталкиваются специалисты, рассказывает Оксана Ходорова, начальник государственно-правового управления Законодательного Собрания Пермского края. Конвейер законодательства — Оксана Петровна, какие обязанности возложены на сотрудников управления? — Учитывая сферу регулируемых Законодательным Cобранием общественных отношений, сотрудники управления должны ориентироваться практически во всех отраслях права — государственном праве, бюджетном, налоговом, жилищном, трудовом, муниципальном и так далее. Исключение, наверное, составляют лишь уголовное, гражданское и иное законодательство, относящееся к компетенции федеральных органов государственной власти. Впрочем, Заксобрание имеет право законодательной инициативы и вносит на рассмотрение Госдумы проекты законов, в том числе и по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, мы должны ориентироваться и в этих темах. С массой проектов законодательных актов справляются 11 юристов, входящих в штат государственно-правового управления Законодательного Собрания. За каждым из пяти комитетов Заксобрания закреплено по два юриста. Но это закрепление носит достаточно условный характер, так как нагрузка у всех комитетов разная и непостоянная: в какой-то период времени один комитет работает интенсивнее, потом другой. А, например, комитет по государственной политике и местному самоуправлению всегда очень загружен. И если юристы, закрепленные за одним комитетом, «простаивают», они помогают своим коллегам, закрепленным за другими комитетами. Еще один важный аспект нашей работы — это консультирование по правовым вопросам депутатов Законодательного Собрания и их помощников. — Оксана Петровна, на какой стадии юристы правового управления «зажигают зеленый свет» законопроектам, и сколько времени занимает экспертиза? — Проекты нормативных правовых актов, которые рассматривают и принимают депутаты, поступают от субъектов, наделенных правом законодательной инициативы. Это депутаты ЗС, депутаты Государственной Думы, губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, органы местного самоуправления и прочие лица, имеющие такое право по Уставу Пермского края. Вносимый в Заксобрание проект не может быть рассмотрен депутатами, пока не будет заключения государственно-правового управления, которое составляется по результатам проведения правовой экспертизы. Эта процедура в среднем занимает 30 дней, но в силу различных обстоятельств этот срок может быть изменен, причем чаще сокращен, чем продлен. В заключении мы указываем, соответствует ли проект Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу и законам Пермского края. Также отражается мнение наших юристов о внутренней целостности документа: есть ли в нем противоречия, логические неувязки между разделами, главами, статьями. При этом мы обязаны не только указать выявленные противоречия, но и дать рекомендации по их устранению и вероятности внесения изменений в другие законы в связи с принятием рассматриваемого законопроекта. Хочу отметить, что Законодательное Собрание Пермского края — один из немногих законодательных органов субъектов Российской Федерации, в котором государственно-правовое управление играет существенную роль в принятии нормативных актов. Можно смело сказать, что в большинстве случаев наше мнение при решении возникающих правовых вопросов действительно является определяющим. Парад муниципалитетов — В какой области права больше всего противоречий, которые приходится решать депутатам Законодательного Собрания? — Безусловно, это реализация Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», известного как N 131-Ф3. Если раньше в крае насчитывалось 48 муниципальных образований, то сейчас 326 муниципальных образований, в том числе 36 муниципальных районов, пять городских округов, 54 городских поселения и 231 сельское поселение. Каждое муниципальное образование имеет представительный орган, администрацию, соответствующие аппараты. Средств на финансирование такого огромного количества органов и чиновников не хватает. При этом сплошь и рядом происходит дублирование властных функций у различных местных управляющих структур, отсюда главная проблема — неисполнение или низкая эффективность исполнения полномочий. Да и работать в поселениях некому — нет кадров. В свое время желающих стать депутатами и главами поселений было в избытке, но, как говорится, все они нахлебались проблем досыта, и в итоге сейчас желающих идти на эти должности мало. Следствием всего этого является неэффективность местной власти, а порой — полное безвластие. Поэтому сейчас в крае начался обратный процесс — укрупнение муниципалитетов, своеобразная контрреформа. Например, сейчас в Заксобрании во втором чтении принят закон об объединении муниципальных образований Лысьвенского муниципального района. Три сельских поселения, одно городское и плюс к этому муниципальный район приняли решение объединиться в одно муниципальное образование — городской округ, а это значит, что вместо пяти глав, пяти представительных органов, пяти администраций и пяти бюджетов будет один глава, одна городская Дума, одна администрация и один бюджет. Считаем, что такое объединение будет эффективным и принесет пользу населению. [caption id="attachment_19464" align="alignleft" width="180"] Депутаты нынешнего созыва Заксобрания приняли более 800 законов[/caption] Важные нюансы — Много законов принимают пермские депутаты? — За все время деятельности Законодательного Собрания (ранее Пермской области, а сейчас Пермского края) принято около 2220 законов, из них действует в настоящее время 1507. Только в этом созыве было принято более 800 законов. Однако большинство принимаемых депутатами законов — это изменения действующего краевого законодательства. Одной из причин частых изменений является то, что регулирование большей части вопросов относится к сфере совместной компетенции регионов и Федерации. Многие вопросы, вплоть до самых мелочей, например определение структуры органов государственной власти субъекта, регулируются на федеральном уровне. Поэтому, как только изменяется федеральное законодательство, что происходит довольно часто, мы обязаны внести соответствующие изменения в наш закон. Ну, и динамичность развития регулируемых общественных отношений, безусловно, тоже играет свою роль. — Как часто пермские депутаты с законодательными инициативами выходят в Федеральное Собрание? — Довольно часто. И эти инициативы поступают не только от депутатов Законодательного Собрания, но и от органов местного самоуправления. Например, недавно от Земского собрания Краснокамского района была внесена инициатива о внесении поправок в тот же 131-й Федеральный закон. Предлагается изменить существующие правила самообложения граждан для решения вопросов местного значения. Согласно закону организовать сбор денежных средств с населения сейчас можно только на основании решения, принятого на референдуме. Однако на организацию и проведение референдума может уйти больше средств, чем удастся собрать в порядке самообложения для решения необходимого вопроса. Поэтому краснокамцы предложили изменить норму закона и вместо референдума проводить в таких случаях сход граждан. Следует заметить, что муниципалитеты очень активно выдвигают законодательные инициативы. Практически с каждым муниципальным образованием у нас заключено соглашение о правовой, организационной и информационной помощи. В связи с этим около 70 процентов объема нашей работы — это деятельность, связанная с проектами, вносимыми органами местного самоуправления, их обращениями по разъяснению законодательства, в том числе N 131-Ф3. Самые активные в плане законодательных инициатив — это города Пермь и Чайковский, Краснокамский, Лысьвенский, Чусовской и другие районы Пермского края. Закон на контроле — А как контролируется исполнение принятых законов? Существует ли в Пермском крае механизм контроля? — Да, такой механизм есть, и он очень успешно действует. Мы называем эту систему парламентским контролем. Осуществляется он следующим образом. Ежегодно каждый комитет ЗС и Консультативный совет Законодательного Собрания составляют планы своей деятельности, в которые в обязательном порядке включаются и мероприятия по контролю. Например, есть необходимость проконтролировать исполнение закона об обеспечении жильем детей-сирот. Профильный комитет берет исполнение этого нормативного акта на свой контроль. При этом депутаты выезжают в наиболее проблемные или, наоборот, в наиболее успешные муниципальные образования, выслушивают представителей муниципалитетов, представителей краевой исполнительной власти, иных заинтересованных лиц. Изучив объективно и всесторонне исполнение закона, депутаты реально проверяют, что сделано, как обстоят дела в этой сфере, какие проблемы, как их решить посредством правового регулирования. И если выясняется, например, что для реализации закона просто недостаточно выделено бюджетных средств, вносятся поправки в закон о бюджете, о выделении дополнительного финансирования. Если же выясняется, что неисполнение закона связано с нерадивостью исполнителей, тоже делаются соответствующие выводы и выдаются соответствующие рекомендации. Эта система работает вполне успешно уже более 10 лет. — Где можно познакомиться с информацией о работе Заксобрания? — Мы принимаем законы, которые должны исполняться, поэтому информация о нас максимально открыта. В настоящее время доступ есть к любой информации на сайте Заксобрания Пермского края, в электронных юридических библиотеках, в бюллетенях, которые есть у депутатов, и во всех, даже в сельских, библиотеках и администрациях муниципалитетов. Константин Бахарев Материалы по теме Источник// «Российская газета». Проект «Регион. Пермский край», к Дню юриста, декабрь 2011 г.