Летом этого года исполняется ровно десять лет с тех пор, как в Пермском крае правосудие осуществляется в том числе судом присяжных заседателей. В связи с этим Первый пермский правовой портал размещает интервью с Председателем Пермского краевого суда Владимиром Вельяниновым. – Какое первое дело рассмотрено Пермским, тогда еще областным, судом и какой вердикт вынесли присяжные? – Первое дело было рассмотрено в августе 2003 г., присяжные вынесли обвинительный вердикт двум убийцам, при этом один из них был признан заслуживающим снисхождения, поскольку в деле имелись обстоятельства, подтверждающие его деятельное раскаяние и способствование раскрытию преступления. За эти годы вердикт присяжных заседателей в нашем крае был вынесен в отношении более чем 430 человек по почти 170 уголовным делам. Так, например, громкое дело было рассмотрено в Пермском краевом суде в отношении свыше 60 подсудимых, которые обвинялись в вовлечении в занятие проституцией и организации занятия проституцией. – В последнее время у нас возникают трудности с рассмотрением уголовных дел с участием присяжных заседателей? Если да, то какие? – Я, естественно, не буду читать вам лекцию о роли и значении суда с участием присяжных заседателей. Скажу главное. Суд присяжных при всех нюансах – важнейший институт российской судебной системы. Наш десятилетний практический опыт подтверждает его жизнеспособность. Этот институт не только эффективен и оправдан. Он еще и укрепляет доверие жителей Прикамья к судебной системе. – С чем мы столкнулись, с какими проблемами? Во-первых, с низким качеством направляемых в краевой суд списков кандидатов в присяжные заседатели. Сразу оговорюсь: списки составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований городов и районов из числа граждан, постоянно проживающих в этих муниципальных образованиях. Но кого только не вносят в эти списки! Человек уже несколько лет не проживает по этому адресу, а он в списках! Другой уже в России 10—15 лет не живет, а он в списках! Кто-то 3—4 года назад скончался, а его имя как ни в чем не бывало вновь включают в список. Очень много искажений допускается при написании адресов. Из числа отобранных граждан должны быть сразу исключены лица, которые не могут быть присяжными заседателями: это лица, не достигшие возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; недееспособные или ограниченные в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Списки на 2011-2014 г. должны были быть представлены в краевой суд не позднее 1 декабря 2010 г. А когда поступили? Спустя 2,5 месяца – 16 февраля 2011 г.! Я говорю об общем и запасном списках кандидатов в присяжные заседатели (это почти 30 тысяч человек), подготовленных на основе Соглашения между краевым судом и Правительством края. Но ведь подобные документы должны четко исполняться на местах. Под особым контролем глав муниципальных образований городов и районов. Проблема повышения качества работы по подготовке списков для нас крайне актуальна. От этого зависят сроки рассмотрения уголовных дел и качество вердиктов. Что для этого необходимо? Прежде всего, своевременно проверять точное место жительства граждан. И, естественно, получать согласие людей на внесение в список кандидатов в присяжные заседатели. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования обязан уведомлять граждан о включении их в списки кандидатов в присяжные заседатели, рассматривать поступающие от них письменные заявления об исключении из списков кандидатов и исправлять в них неточные сведения. И только затем уточненные списки, подписанные главами муниципальных образований, представляются в Правительство Пермского края. Почему я акцентирую на этом ваше внимание? Это позволило бы избежать включения в списки лиц, не проживающих по месту прописки, умерших, инвалидов, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Мы бы тогда не переносили судебные заседания из-за невозможности формирования коллегии по причине недостаточной явки кандидатов в присяжные заседатели. И это, конечно, сократило бы не только время рассмотрения дела, но и немалые финансовые средства. – Сейчас у Вас есть возможность обратиться к главам городов и районов Пермского края. – Поднимите, пожалуйста, ответственность ваших сотрудников, отвечающих за качество составления списков и их своевременное представление, организуйте контроль. А то порой складывается впечатление, что муниципальные служащие совершенно не знают Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». – Это была первая проблема, а вторая, наверное, касается отношения самих граждан? – Конечно, вторая проблема субъективна. Это полнейшая пассивность людей, которых мы призываем исполнить в суде обязанности присяжного. Проведенный нами мониторинг показал, что из одной тысячи жителей края, получивших извещения, реагируют в среднем максимум 7—10 процентов! До 90 процентов граждан, получивших извещения, не реагируют на направленный им нами вызов в суд. Хотя в извещении есть и телефон и адрес. Но обратно в наш адрес нет ни писем, ни звонков. Могу сказать и более конкретно. В 2012 г. было выписано и выслано 10 670 приглашений кандидатам в присяжные заседатели. Из числа приглашенных пришли в суд и заполнили анкеты 539 человек. В 1-м полугодии 2013 г. поступило 14 дел с 21 ходатайством обвиняемых о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей без учета дел с ходатайствами, поступившими в предыдущие отчетные периоды. 6 уголовных дел было рассмотрено с участием присяжных заседателей, в отношении 6 человек вынесены обвинительные приговоры, 1 человек оправдан. Служащими отдела за полугодовой отчетный период выписано и выслано 8 500 приглашений кандидатам в присяжные заседатели. Из числа приглашенных пришли в суд и заполнили анкету 297 человек (3,5%):