Юридическая клиника – это подразделение юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета. Его цель – оказание бесплатной юридической помощи населению. О работе юридической клиники, созданной при Пермском государственном национальном исследовательском университете, рассказала ее руководитель, старший преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета ПГНИУ Татьяна Строганова. – Татьяна Петровна, как и для чего была создана юридическая клиника при ПГНИУ? – В России юридические клиники, как правило, организуются при высших учебных заведениях, что позволяет параллельно решать еще одну задачу – учащиеся приобретают практические навыки консультирования. Это так называемое практикоориентированное образование. Одной из целей реформирования образования является развитие у студентов практических навыков будущей профессии. Сегодня это требование рынка – бизнесу нужны хорошо подготовленные выпускники. Работа в рамках юридической клиники полезна и для преподавателей. Они имеют возможность поддерживать свой профессиональный уровень, применяя теоретические знания на практике. Идея создания юридической клиники на базе ПГНИУ возникла два года назад, тогда как в других регионах этот институт существует дольше. В Екатеринбурге, например, имеется шесть юридических клиник, которые специализируются по отраслям права: экологическое право, гражданское и т.д. Юридическая клиника ПГНИУ изначально существовала на базе приемной председателя партии «Единая Россия» в Пермском крае. Благодаря декану юридического факультета, который всегда поддерживает такие социально ориентированные начинания, в 2012 г. клинике выделили отдельное помещение. Теперь она располагается в здании общежития ПГНИУ по адресу: ул. Петропавловская, 115. – Как студенты становятся клиницистами? – Прежде чем начать работу с гражданами, студенты проходят обучение. Осенью желающие пишут заявление. Обычно это студенты третьего курса – 15-20 человек. В процессе обучения часть отсеивается, остается человек десять. Занятия проходят один раз в неделю в течение целого учебного года. Участие в работе клинике засчитывается студентам в качестве практики. По итогам обучения и работы в юридической клинике они получат сертификат студента-клинициста. В процессе работы с клиентами необходимо знание психологии. В ходе обучения со студентами проводятся тренинги, которые позволяют выработать у них навыки интервьюирования, консультирования. Занятия проходят не в традиционных рамках (лекция, семинар), а путем моделирования различных ситуаций, которые берутся из практики. Проходят также занятия с психологом и практическими работниками, которые проводят мастер-классы со студентами-клиницистами. В настоящее время в юридической клинике обучаются студенты третьего курса, а консультирование граждан осуществляют студенты четвертых-пятых курсов юридического факультета ПГНИУ под руководством преподавателей. – Насколько востребована юридическая клиника среди населения Прикамья? – В первый год существования клиники запись на прием велась на три месяца вперед. Приходило в среднем по три-четыре человека в день. После открытия Государственного юридического бюро поток посетителей несколько снизился. Сейчас на консультацию приходят обычно один-два человека. В основном, наша аудитория – пенсионеры, студенты, малоимущие. Сначала мы давали только устные консультации, но так как востребованность в письменных документах велика, три месяца назад мы начали составлять исковые заявления, жалобы, давать иные письменные консультации. Подготовка документов, исковых заявлений, жалоб – это очень ответственный процесс, поэтому их написание проходит под четким руководством преподавателя. Прием ведется два раза в неделю – в понедельник и четверг, с 9:00 до 12:00. Клиника функционирует с сентября по декабрь и с февраля по апрель, поскольку в остальное время студенты заняты на сессии и уходят на каникулы. – Как происходит консультирование? – Основное требование к оказанию помощи – она должна быть бесплатной и квалифицированной. Квалифицированность обеспечивается за счет присутствия преподавателя, который отслеживает качество предоставления юридической консультации. Запись на консультацию осуществляется по телефону. Первая встреча – это сбор первичной информации. После получения информации студент готовит консультацию, обсуждает ее с преподавателем, а затем приглашает клиента на вторую встречу, где дает конкретные разъяснения по ситуации. Консультирование ведется по самым различным вопросам. Чаще всего граждане обращаются по вопросам, касающимся взыскания алиментов, земельным вопросам, попечительству, деятельности управляющих компаний. – Какие задачи ставит перед собой юридическая клиника в этом году? – Помимо консультирования граждан в этом году мы планируем сделать упор на правовое просвещение, а конкретно – на разъяснение нового законодательства в сфере образования. Правовое просвещение будет организовано среди школьников старших классов. Пилотной площадкой для реализации проекта станет СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков. А в ноябре, возможно, состоится Конкурс юридических клиник. К слову, в прошлом году лучшей стала клиника Пермского государственного национального исследовательского университета. Ольга Красильникова Первый пермский правовой портал Материалы по теме