Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, юридическая помощь оказывается бесплатно. С 15 января 2012 года вступил в законную силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон № 324). Целями Закона № 324 являются: - создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ; - формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства; - создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию. Предусмотренные Законом № 324 государственная и негосударственная системы оказания бесплатной юридической помощи обеспечивают комплексную правовую защиту населения. До принятия Закона № 324 бесплатная юридическая помощь оказывалась: 1. В порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» в 10 субъектах РФ были созданы государственные юридические бюро, оказывающие бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам (Волгоградская, Самарская, Свердловская, Томская, Ульяновская, Иркутская, Магаданская, Московская области, Республика Карелия, Чеченская Республика). 2. В Пермском крае и Ленинградской области с 2008 по 2011 год осуществлялся проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации». 3. В уголовном судопроизводстве – оказание адвокатами юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, суда. В этом случае труд адвоката оплачивался из федерального бюджета по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации. 4. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины: - истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; - ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; - гражданам Российской Федерации – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; - гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией; - несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время в Законе № 324 определены участники государственной системы оказания бесплатной юридической помощи: - федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; - органы управления государственных внебюджетных фондов; - государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут также быть участниками государственной системы оказания бесплатной юридической помощи. ● Участие органов власти и управления в качестве субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, впервые представлено в Законе № 324. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан. Следует указать, что круг юридических вопросов данных субъектов ограничен в связи с узостью предмета их деятельности. ● Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации. Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности также вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные федеральным законом виды бесплатной юридической помощи. Порядок создания и деятельности государственных юридических бюро устанавливается ФЗ № 324, другими федеральными законами, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В Пермском крае государственные юридические бюро отсутствуют. ● Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, которая, в свою очередь, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Размер и порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. ● Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате. Деятельность нотариуса не относится к виду деятельности по оказанию правовых услуг, так как нотариус выступает в качестве лица, уполномоченного действовать в интересах государства. Соответственно, в рамках Закона № 324 нотариус оказывает юридическую помощь по вопросам, которые входят в непосредственную компетенцию нотариуса. Также следует указать, что в рамках Закона № 324 определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время во исполнение Закона № 324 в Пермском крае в первом чтении рассмотрен проект закона Пермского края «О бесплатной юридической помощи». Ксения Матушкина, ведущий специалист-эксперт отдела правовой помощи, контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме