Тема межнациональных и межконфессиональных отношений на сегодняшний день становится особенно актуальной, активно обсуждается. Данная тема для России приобрела особенную остроту после событий на Манежной площади. Избранный Президент первую свою статью посвятил именно «национальному вопросу», что еще раз подчеркивает приоритетность данной темы как для государства, так и общества в целом. В данной сфере генерируется множество конфликтов, решить которые государство само оказывается несамостоятельно. Поэтому свое выступление хотел бы начать с примера успешной практики решения межнационального конфликта. Пример этот 10-летней давности, но ярко демонстрирующий возможности именно гражданской практики решения межнационального конфликта. В 2002 году глава Большесосновского района подняла тревогу: назревает конфликт между русским населением и чеченскими беженцами, проживающими в Большой Соснове. Надо сказать, что ситуация в этом районе особая: на 16 тысяч местного населения приходится до одной тысячи чеченцев – высокая концентрация приезжих. В таких ситуациях обычно подключают силовые структуры, в частности, милицию и ФСБ. Но было принято решение вместо милиции направить в район ученых из классического университета – специалистов в этносоциологии, этнопсихологии, политологии. Специалисты провели углубленный анализ ситуации в районе с помощью своих методик, а также опираясь на многочисленные беседы как с русскими, так и с чеченцами. И выяснилось, что опасность конфликта была несколько преувеличенной. Оказалось, что это бытовая стычка горячих молодых людей – это не конфликт на национальной почве. И решали ситуацию не силовыми методами. Национальные вопросы были отделены от бытовых. В ходе работы специалистов велись активные консультации с лидерами национальных общин и удалось достигнуть общих договоренностей – эскалацию конфликта удалось прекратить и договориться о правилах поведения каждой из этнических групп в рамках данного национального сообщества. Но затем эта работа была сведена на нет (проект действовал в 2002-2004 годах), поскольку руководители области не видели должной отдачи на затраченный рубль. То есть, на сегодняшний день в регионе нет системного мониторинга ситуации – есть отдельные локальные исследования по разным тематикам. Плодами недальновидной экономии бюджетных средств на реализацию этнокультурной политики в ее аспекте работы с мигрантами имело свои последствия для регионального руководства. И дальнейшая часть доклада будет посвящена упущенным возможностям, именно гражданского урегулирования конфликтов. Так в августе 2008 года вспыхнул долго развивавшийся конфликт между местными жителями и приезжими мигрантами с Кавказа в Карагайском районе Пермского края. В результате конфликта ряд лиц получили тяжелые увечья. Хотя в основе конфликта лежали сугубо социально-экономические причины, и сам конфликт скорее лежит в плоскости юридической оценки, но естественно, что конфликт стремительно начал приобретать окрас межэтнических столкновений. К тому же активно подогревали данный конфликт местные националистические и околонационалистические организации. Серьезный потенциал конфликтогенности несет в себе закрытие школ с этнокультурным образовательным компонентом. Особенно в территориях компактного проживания той или иной этнической группы. Даже будучи невостребованным представителем данной этнической группы, закрытие учреждений с этнокультурным образовательным компонентом воспринимается как утрата неких возможностей, утрата некоего значимого компонента формирующего и укрепляющего данную этническую идентичность, являясь неким катализатором социальной напряженности, которой приписывают этнический контекст. Одним из свежих примеров конфликта вокруг закрытия школ с этнокультурным компонентом можно считать планировавшееся закрытие марийской школы в д. Васькино Суксунского муниципального района. Местное население восприняло данную ситуацию как закрытие национальной школы. Однако на деле марийский язык там не преподавался несколько лет. И только с 1 сентября 2010 г. организовано изучение марийского языка в Васькинской школе (Суксунский район). Данная школа нигде не значилась как школа, предоставляющая образовательные услуги с этнокультурным компонентом, а была всего лишь одной из малокомплектных школ, к тому же ни имеющая лицензии на ведении образовательной деятельности (ввиду аварийного состояния здания, в котором располагается школа). В рамках реструктуризации сети образовательных учреждений данная малокомплектная школа должна закрыться с 1 апреля 2010 года. Но местные жители предпочли перевести данную проблему в плоскость нарушения прав этнических меньшинств на национальное образование, а марийское этническое общественное объединение фактически было обвинено в пособничестве региональному руководству. Данный конфликт не решался с привлечением общественности. Власть на каком-то этапе отступилась. И даже пыталась манипулировать, привлекая в качестве сторонника закрытия школы общественную организацию. Другой аспект – это межконфессиональные отношения, отношения церкви и государства, отношения церкви и общества. Сейчас активно происходит передача (точнее речь идет о возвращении при отсутствии закона о реституции) государственной и муниципальной собственности Русской Православной Церкви (РПЦ) (в Татарстане, Башкортостане и ряде кавказских республик – еще и мусульманской умме). Данный процесс проходит небезболезненно для общества. Есть противники такой передачи, особенно, если идет речь о социально-значимых объектах (музеи, учебные заведения и т.д.). Как результат генерируется серьезный конфликт между частью общества и церковью, между верующими и неверующими и т.д. То есть, возникает сложный многогранный конфликт. Это непросто взаимоотношения государства и церкви, поэтому возникающие конфликты нужно решать именно с помощью привлечения общественности. К слову сказать, конфликт вокруг передачи здания Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ) обсуждался в Общественной палате Пермского края. Особенных решений так и не найдено. Передача собственности состоится. Будет аренда помещения у РПЦ – а единственный предмет переговоров – это срок аренды. Конфликт не снят. Возможно Общественная палата – не лучшая площадка для подобных обсуждений. Отправление религиозных культов также становится предметом конфликта, особенно если идет речь о мусульманских обрядах. Публичное жертвоприношение не может не вызывать конфликты в местном сообществе. Власть данный вопрос не может решить. Это должно становиться предметом общественного договора в местном сообществе о правилах совместного проживания, в том числе о правилах отправления религиозных культов. Религиозное образование в школе не может быть обязательным предметов. Именно местные сообщества должны решать преподавать этот предмет или нет. Сейчас обязательное введение в школе данного предмета будет генерировать конфликты. Ну и последняя иллюстрация. После нашумевшего панк-молебна часть представителей православной общественности предлагали отпустить представительниц данной группы и обойтись общественным порицанием. Данный подход весьма гуманный и соответствующий духу христианского вероучения. Но механизмы такого общественного порицания отсутствуют. В результате решение данной конфликтной ситуации отдано на откуп государству. События в Кондопоге, Сальске и Сагре, конфликты на религиозной почве свидетельствует о слабости и неэффективности государства в решении этих вопросов. Государство может применить только силовой вариант решения проблемы. В результате силового варианта решения проблемы всегда будет одна из проигравших сторон, что не снимем конфликта, но переведет его в плоскость конфликта одной из сторон и государства. Более эффективным нам кажется путь формирования гражданских практик урегулирования конфликтов, в которых будет не так много проигравших. Мусин Дамир Альфаттулович, эксперт Центра Гражданского Анализа и Независимых Исследований «ГРАНИ». Источник: Материалы научно-практической конференции «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России» 27-28 марта 2012 года Материалы по теме