Большой резонанс среди жителей города Перми вызвала новость о том, что молочные кухни, которые обеспечивали детей свежими молоком, кефиром и творогом, с 1 января 2016 года планируется закрыть. В настоящее время реализация данного решения отложена на год, но споры о законности данного решения не утихают. Подробнее о правовой стороне «молочного» вопроса — в материале эксперта Первого пермского правового портала Артема Зайцева.
Действительно, 19 октября 2015 года Министерство здравоохранения Пермского края издало приказ № СЭД-34-01-06-911 «Об утверждении Порядка обеспечения полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте до трех лет».
Планировалось, что выдача продуктов питания с 1 января 2016 года должна будет осуществляться медицинскими организациями по месту прикрепления на основании заключения врача-педиатра в соответствии с возрастом ребенка и состоянием его здоровья.
Согласно принятому Порядку молочные продукты предоставляются детям:
- первого года жизни в возрасте от 0 до 7 месяцев в виде адаптированных молочных смесей;
- с 8 месяцев до 2 лет в виде сухих и молочных каш;
- с 2 до 3 лет в виде сухих молочных каш или в виде молока для приготовления каш.
Как мы видим, традиционные творог и кефир исчезли из перечня продуктов. Молоко осталось, но только для приготовления каш.
Следует отметить, что данные продукты не будут выдаваться за счет средств бюджета Пермского края, однако родители, желающие и дальше получать кисломолочные продукты, могут оформить договор на приобретение таких продуктов на платной основе.
Весьма любопытна аргументация Министерства здравоохранения Пермского края по этому поводу.
Согласно
информации, размещенной на профильном сайте Министерства, специалистами ФГБНУ «Научно-исследовательский институт питания», ФБГНУ «Научно-исследовательский институт детского питания» РАМН доказано, что рутинное употребление молочной и кисломолочной продукции детьми до трех лет без учета особенностей ребенка может вызывать не только функциональные нарушения, но и заболевания, наиболее частыми из которых являются аллергические реакции. Ведущими педиатрами России признается, что сегодня все чаще требуется индивидуальный подбор продуктов для детского питания. Использование адаптированных смесей и сухих каш, имеющих широкий ассортимент, позволяют выполнить эту задачу.
В Министерстве утверждают, что с эпидемиологической точки зрения обеспечение детей адаптированными молочными смесями и сухими молочными кашами является более безопасным, чем использование молочных продуктов детских молочных кухонь.
Однако закрытие молочных кухонь в большей степени обусловлено не исключительной полезностью адаптированных смесей, а тем, что с 1 января 2016 года утрачивает силу Федеральный закон от 12.06.2008 №88-ФЗ «
Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
С начала следующего года подлежит применению «
Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции. ТР ТС 033/2013», утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 №67.
Переоборудование существующих в Перми на данный момент молочных кухонь под требования нового Технического регламента требует значительных финансовых затрат. По утверждению Министерства здравоохранения Пермского края содержание молочных кухонь и ранее было убыточным, выделение бюджетных средств на их переоснащение нерентабельно.
Однако законно ли решение пермских властей выдавать адаптированные смеси вместо того, чтобы выделить денежные средства на переоснащение молочных кухонь под требования нового регламента?
В соответствии со
статьей 52 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10.1 Закона Пермского края от 25.12.2014 №427-ПК «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте до трех лет по заключению врача в соответствии с Порядком, утвержденным нормативно-правовым актом Министерства здравоохранения Пермского края, а также содержание молочных кухонь.
В соответствии с действующим законодательством под молочными продуктами понимаются продукты переработки молока, включающие в себя:
- молочный продукт;
- молочный составной продукт;
- молокосодержащий продукт;
- побочный продукт переработки молока;
- продукция детского питания на молочной основе;
- адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие);
- сухие кисломолочные смеси;
- молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста;
- молочные каши, готовые к употреблению;
- молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста
(пункт 5
Технического регламента Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции. ТР ТС 033/2013).
Таким образом, обеспечение детей до 3 лет молочной продукцией в виде адаптированных молочных смесей, сухих и молочных каш полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Порядок выдачи указанных продуктов регламентируется законодательством субъекта РФ. Запрета на выдачу продукции через медицинские учреждения, а не через молочные кухни действующее законодательство не содержит.
Таким образом, вопрос сохранения молочных кухонь целиком и полностью зависит от воли местных органов власти, и основным камнем преткновения является отсутствие достаточного финансирования на их переоснащение.
Артем Зайцев, Первый пермский правовой портал
Материалы по теме