Органами прокуратуры края на системной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства, регулирующего вопросы дорожной деятельности, обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасной организации дорожного движения. Актуальность и значимость указанных вопросов ежегодно возрастает и требует особого внимания прокуроров. Прокурорский надзор в указанной сфере осуществляется в том числе через взаимодействие и координацию деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. По состоянию на 1 января 2016 года протяженность сети автомобильных дорог Пермского края с учетом дорог местного значения составляла 29 969,415 км, из них дороги федерального значения — 432 км; регионального или межмуниципального значения — 3 152 км; местного значения — 25 360 км. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах в регионе с участием представителей органов прокуратуры края регулярно обсуждаются на межведомственных комиссиях по безопасности дорожного движения районного и регионального уровней. Прокуроры при осуществлении надзорной деятельности ориентированы, прежде всего, на проверку полноты принимаемых уполномоченными органами власти полномочий по обеспечению нормативного состояния дорог, качества выполняемых работ и используемых строительных материалов при строительстве (реконструкции) и ремонте (капитальном ремонте) дорог, эффективности расходования бюджетных средств при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов по дорожной деятельности. Практика прокурорского надзора 2015–2016 годов свидетельствует о многочисленных нарушениях, допускаемых при заключении и исполнении муниципальных контрактов на выполнение работ в области дорожной деятельности. Наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми в дорожной сфере, являются преступления, предусмотренные статьями 159, 285, 286 и 290 УК РФ. Прокуроры ориентированы на необходимость своевременного выявления нарушений и фактов, требующих уголовно-правовой оценки, направления в следственные органы соответствующих материалов в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. По результатам «общенадзорных» проверок в 2015 году в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены четыре материала для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц, по трем из них возбуждены уголовные дела. Так, проведенной прокуратурой Октябрьского района проверкой установлено, что в 2015 году администрацией Октябрьского городского поселения приняты работы по ремонту ряда дорог в п. Октябрьский, проведенных подрядчиком — ООО «Минерал», подписаны акты выполненных работ и произведена оплата на сумму около 2 млн рублей. Однако проведенные работы не соответствовали проектной документации, были выполнены не в полном объеме и ненадлежащего качества, в связи с чем они не могли быть приняты и оплачены. На основании материалов проверки прокуратуры района возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ (по факту превышения полномочий должностными лицами Октябрьского городского поселения) и ч. 1 ст. 159 УК РФ (по факту мошеннических действий подрядчика, проводившего ремонт дорог). В совершении должностного преступления подозревается глава Октябрьского городского поселения. Расследование уголовных дел продолжается. В ходе расследования частично возмещен причиненный ущерб — подрядчиком, выполнившим некачественные работы, в бюджет перечислено порядка 500 000 рублей. В 2016 году в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в следственные органы направлен один материал, по результатам рассмотрения которого возбуждено уголовное дело. Прокуратурой Нытвенского района с участием специалистов ГИБДД и Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю проверены отдельные участки федеральной трассы «Подъезд к г. Перми М‑7 «Волга». В ходе проверки установлено, что в 2015 году на одном и том же участке федеральной трассы произошло пять дорожно-транспортных происшествий, в результате которых три участника дорожного движения погибли и 14 получили травмы различной степени тяжести. При этом большинство ремонтных работ со стороны субподрядчика ОАО «Пермавтодор» проводились некачественно, без применения необходимых для этого материалов. Должностные лица подрядной организации ООО «СМУ № 34» контроль за эксплуатационным состоянием федеральной автомобильной дороги надлежащим образом не осуществляли. Ненадлежащее содержание дорог, выразившееся в наличии выбоин, существенно заниженной обочины, несвоевременной уборке снега и льда в зимний период, повлекло за собой множественные дорожно-транспортные происшествия. Учитывая указанные обстоятельства, прокурором района материалы проверки направлены в орган предварительного расследования в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц. По результатам рассмотрения материалов 09.03.2016 Нытвенским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Пермскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Расследование уголовного дела продолжается и находится на контроле прокуратуры края. Повышенное внимание правоохранительными органами Пермского края уделяется выявлению и расследованию фактов преступной деятельности лиц, наделенных властными полномочиями. 24.10.2016 следственным отделением УФСБ России по Пермскому краю возбуждено уголовное дело в отношении министра транспорта Пермского края по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ. Установлено, что в период с декабря 2015 по октябрь 2016 года обвиняемый, находясь на территории Пермского края, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, обеспечивал условия для заключения с аффилированным юридическим лицом контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги «Обход г. Чусового Пермского края» протяженностью 6 807,3 м в рамках открытого аукциона. Решением председателя Правительства Пермского края на период расследования уголовного дела обвиняемый временно отстранен от занимаемой должности. Расследование уголовного дела продолжается. Надзирающие прокуроры ориентированы на обеспечение надлежащего надзора за соблюдением законодательства при рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в указанной сфере, в том числе на необходимость принципиально реагировать на выявленные нарушения закона. Светлана Курочкина, прокурор Управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры Пермского края Материалы по теме