Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения: ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Статья 83 «Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения» в своем названии содержит разделение «медицинской помощи и санаторно-курортного лечения». Получается, что в понимании данного закона это разные виды деятельности, хотя на самом деле, конечно же, это не так. Наше внимание привлекло то обстоятельство, что в перечне источников финансирования скорой медицинской помощи (п. 3) присутствуют только средства ОМС и бюджета. Никаких иных источников, как, например, значится при финансировании других видов медицинской помощи, в нем нет. Список закрыт. Видимо, таким путем законодатель решил исключить оплату скорой медицинской помощи из других источников, в первую очередь за счет личных средств граждан, что, с нашей точки зрения, является однозначно правильным, но только – для государственной (муниципальной) системы скорой медицинской помощи. Однако в этом случае остается неясной юридическая судьба платной (частной) скорой медицинской помощи – получается, что согласно прямому прочтению Основ платная служба скорой медицинской помощи является видом деятельности, не предусмотренным законом, со всеми вытекающими последствиями. В качестве варианта дальнейшего существования частной службы скорой медицинской помощи можно рассмотреть использование в качестве источника ее финансирования средств программы госгарантий (в т.ч. территориальной) вместо прямой оплаты таких услуг пациентом. Только тогда деятельность частной скорой помощи может считаться абсолютно легитимной. При этом такой вариант не выглядит уж совсем утопически, поскольку утверждение тарифов на медицинские услуги осуществляется на уровне региона, и не исключено, что они могут стать действительно привлекательными в экономическом смысле и для частных медицинских организаций. В п. 7 и 8 непонятно зачем приведены ссылки на то, что финансовое обеспечение оказания медицинской помощи военнослужащим, а также в местах лишения свободы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации – для чего законодатель считает нужным тратить бумагу на эти ничего не значащие и сами собой разумеющиеся ссылки? Возникает вопрос: а как иначе, как не в соответствии с законодательством, что-либо вообще должно осуществляться в РФ? Подобными пустыми отсылочными нормами были раньше нашпигованы старые Основы – по-видимому, привычка, как говорится, осталась. Интересным, на наш взгляд, является п. 10 ст. 83, который тоже содержит отсылочную норму, но она тут как раз к месту. Смысл пункта в том, что расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Иными словами, введением этого правила должны быть сняты давние проблемы лечебных учреждений при оказании экстренной помощи бомжам и другим лицам, не имеющим полисов ОМС, когда ЛПУ работали на таких лиц бесплатно, фактически себе в убыток, не имея шансов на возмещение произведенных расходов ни из бюджета, ни по линии ОМС. Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра Источник: «Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Материалы по теме