Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверки выявлены нарушения в Управлении Росприроднадзора по Пермскому краю и Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, связанные с неэффективной работой указанных органов по обращениям граждан на неприятные запахи в воздухе. Отмечена зависимость интенсивности обращений граждан от проблем, связанных с состоянием атмосферного воздуха в конкретном районе города. Анализ территориального расположения объектов, на выбросы которых жалуются заявители, выявил, что большое количество обращений граждан связано с выбросами в атмосферный воздух в районе ул. Промышленная г. Перми, а также в микрорайоне Крым. При этом контролирующими органами организуются отборы проб воздуха, загрязнение не выявляется, а заявителям направляются ответы об отсутствии превышения установленных нормативов для воздуха населенных мест, отсутствии аварийных ситуаций, о периоде неблагоприятных метеорологических условий, способствующих запахам. Вещества, которые находятся в воздухе и имеют насыщенный запах, как правило, известны. Крупными предприятиями города разработаны документы, в которых поименованы все выбрасываемые вещества. Существенным препятствием при определении источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух является скорость исчезновения в воздухе вещества, раздражающего органы обоняния человека. Для совершенствования системы контроля за состоянием атмосферного воздуха необходима разветвленная сеть автоматизированных постов наблюдений. Содержанием и обслуживанием таких постов занимается Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Пермский ЦГМС). Другой проблемой является отсутствие у многих организаций разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Для их получения необходимо провести инвентаризацию источников выбросов, организовать замеры выбрасываемых веществ, предусмотреть снижение выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий. С 01.01.2017 контролирующими органами в сфере экологии организована работа по постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Учет объектов, загрязняющих воздух, будет способствовать определению источников выбросов загрязняющих веществ. Статьей 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений. Уголовным кодексом Российской Федерации в ст. 251 предусмотрена ответственность за загрязнение атмосферы. Под загрязнением по смыслу указанной статьи понимается нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Работа по снижению количества неучтенных объектов негативного воздействия на окружающую среду продолжается. Е. В. Мухина, старший помощник природоохранного прокурора, младший советник юстиции Материалы по теме