О состоянии законности в сфере нормотворчества органов государственной власти Пермского края

 Нормотворчество

Прокуратурой обобщено состояние законности в нормотворческой деятельности органов государственной власти Пермского края в 2012 году.

В указанный период эффективно проводилась превентивная работа. В Законодательное Собрание края и исполнительные органы государственной власти направлено 80 заключений по фактам выявленных в проектах краевых нормативных правовых актов несоответствий федеральному законодательству с предложениями их устранения, из них принято к исполнению 78, или 98%.

Так, на основании отрицательного заключения прокуратуры отозван автором проект закона «О внесении изменений в Закон Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», которым предполагалось исключить обязательные требования к земельным участкам, вносимым в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, что влекло за собой ухудшение положения данной категории граждан ввиду возможности предоставления им земельных участков, не отвечающих требованиям, предусмотренным законом. Кроме того, законопроектом предлагалось финансирование работ по кадастровому формированию земельного участка, находящегося в пользовании многодетной семьи, осуществлять за счет граждан при получении его в собственность, в то время как Земельным кодексом Российской Федерации установлено бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей.

В течение прошлого года прокуратурой оспорено 115 нормативных правовых актов органов государственной власти края. Основными причинами несоответствия положений краевых нормативных правовых актов федеральному законодательству явились несвоевременная их корректировка, неверная трактовка федеральных норм.

К числу типичных в 2012 году относятся нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг и о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

Зачастую при разработке и принятии административных регламентов органы государственной власти края исключали возможность подачи гражданином обращения в форме электронного документа, изменяли установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки регистрации, переадресации обращений.

Нередко в административные регламенты включались положения, не соответствующие требованиям Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» о досудебном (внесудебном) обжаловании заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо государственного служащего. Ряд административных регламентов не содержал требований к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, не определял максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении сведений о результатах предоставления государственной услуги, устанавливал в случаях, не предусмотренных федеральным законодательством, возможность приостановления либо переноса сроков предоставления государственной услуги.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования в соответствие с федеральным законодательством в истекшем году приведено 104 нормативных правовых акта.

Благодаря прокурорскому вмешательству в краевом законодательстве устранен ряд пробелов, связанных с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов. Так, в 2012 году завершена инициированная прокурором работа по урегулированию вопроса о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения; соответствующий закон принят 19.04.2012.

Кроме того, вопреки Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в крае не был издан нормативный правовой акт, определяющий порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, что влекло за собой пробел правового регулирования. По результатам рассмотрения предложения прокурора краевым парламентом в декабре 2012 года принят закон, возлагающий на Правительство края полномочие по определению такого порядка.

В 2012 году Законом Пермского края от 09.07.2012 № 69-ПК «О внесении дополнения в статью 19 Устава Пермского края» прокурор края был наделен правом законодательной инициативы. В порядке законодательной инициативы прокуратурой края в Законодательное Собрание в течение второго полугодия 2012 года внесено 2 законопроекта, предлагающие изменения в краевые законы «Об административных правонарушениях» и «О местном референдуме в Пермском крае». Проекты законов приняты в первом чтении.

Активно прокуратурой реализовывалось полномочие, предоставленное ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Так, губернатором края поддержано предложение прокуратуры об изменении Закона Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи,  материнства, отцовства и детства» в части увеличения средств на организацию двухразового питания учащихся с учетом фактического уровня  цен на продукты  питания. Законом Пермского края от 27.11.2012 № 124-ПК стоимость питания учащихся ступени начального общего образования увеличена с 27 до 46 рублей в день на одного учащегося, учащихся ступени основного общего, среднего (полного) общего образования – с 30 до 52 рублей в день на одного учащегося.

В мае 2012 года в краевой парламент направлено предложение о принятии закона, устанавливающего порядок перемещения на специализированную стоянку транспортных средств, задержанных в рамках применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, их хранения, возврата, а также оплаты расходов на перемещение и хранение указанных транспортных средств на территории Пермского края. Данное предложение подготовлено в целях обеспечения реализации на краевом уровне новой редакции ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившей в силу 01.07.2012, согласно которой на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по установлению такого порядка. Соответствующий закон принят 16.08.2012 Законодательным Собранием края и подписан губернатором 28.08.2012.

Принятие мер прокурорского реагирования способствует восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан.

Так, 24.01.2012 прокурором опротестована норма п. 2 ч. 7 ст. 2 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 122-ПК «О классных чинах государственной гражданской службы Пермского края» (ред. от 21.12.2011), согласно которой в нарушение принципа равных условий прохождения гражданской службы устанавливался запрет на допуск к сдаче квалификационного экзамена для гражданских служащих, достигших предельного возраста для замещения должности гражданской службы.  Протест удовлетворен, оспоренный пункт признан утратившим силу, нарушение прав гражданских служащих на равные условия прохождения гражданской службы, а также на оплату труда, состоящую в том числе из месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, устранено.

По результатам рассмотрения протеста прокурора внесены изменения в Дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, установленные Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2011 № 755-п, которыми ранее был незаконно снят запрет на розничную продажу алкогольной продукции в зданиях, строениях по месту осуществления деятельности образовательных организаций, если объекты торговли, объекты общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, имеют отдельный вход с улицы, а также фактически разрешена продажа алкогольной продукции в зданиях торговых, торгово-развлекательных и офисных (деловых) центров по месту оказания образовательных и медицинских услуг, в то время как федеральное законодательство  не  допускает  продажи алкогольной продукции в таких зданиях.

Оспорен прокуратурой в краевом суде Закон Пермского края от 07.04.2008 № 216-ПК «Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае» в части упразднения как фактически прекратившей существование деревни Демино Пермского района. Единственным условием исключения из учетных данных населенного пункта в соответствии с краевым законодательством, регулирующим вопросы административно-территориального устройства, является отсутствие фактически проживающего в нем населения. Прокурорская проверка показала, что данное условие соблюдено не было, оснований для ликвидации деревни не имелось, на момент принятия краевого закона в ней постоянно проживали граждане. Решением Пермского краевого суда, вступившим в законную силу 16.11.2012, требования прокурора были признаны подлежащими удовлетворению, а норма краевого закона об упразднении деревни недействующей.

Валерия Шильникова, старший прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме