Спасатели и МЧС. Разница? – разница есть!

Спасатели и спасатели МЧС. В чем разница? Сегодня фраза «Спасатели МЧС» - не просто журналистский штамп. В представлении обывателя эти понятия неразделимы спасатели - посланники доблестного Министерства по Чрезвычайным ситуациям. На самом деле спасатели в большинстве своем не являются сотрудниками МЧС. Поиск пропавших туристов, водолазные работы на реках Пермского края, ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий, выезд на вызов по поводу захлопнувшейся двери – дело «простых» спасателей. Различие между ними совсем не большое: спасатели МЧС имеют солидный социальный пакет, соответствующий суровым условиям работы и перегрузкам. Работая в тех же обстоятельствах, выполняя идентичные функции, имея такую же высокую квалификацию, «простые спасатели» лишены льгот и гарантий, обещанных им законодателем. К истоку вопроса В 1994 году Указом Президента Российской Федерации  ГКЧС России преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Историческая справка На первом этапе финансирование территориальных аварийно-спасательных подразделений шло  через МЧС.  Наконец Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ расставил все по местам: с 1999 года краевые службы спасения стали финансироваться из средств регионального бюджета, а муниципальные службы спасения  – непосредственно из средств бюджета органа местного самоуправления. Порядка, как утверждают пермские спасатели, стало больше, улучшилось материально-техническое снабжение (местные органы власти заинтересованы в безопасности на своей территории, так что финансируют службы спасения и контролируют их с пристрастием). Павел Хлызов, спасатель международного класса, заместитель директора по оперативной работе городской Службы спасения: – Статус спасателя и профессиональные требования  к муниципальным спасателям и к спасателям МЧС одни и те же. Процедура аттестации служб спасения и выдаваемое по ее результатам свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ идентичны для всех аварийно-спасательных формирований независимо от ведомственной принадлежности. Образец свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайаных ситуациях Сегодня в Пермском крае нет служб спасения, входящих в структуру МЧС. Вот пожарная охрана – да. И трудятся там специалисты, аттестованные и имеющие квалификацию «пожарный-спасатель».  Мы принимали участие в ликвидации последствий всех без исключения крупных ЧС, произошедших в Перми и крае.  На месте крушения Боинга наша Служба  работала  все четыре дня вместе с пожарными МЧС. На «Хромой лошади» работали так же, как и сотрудники МЧС. Транспортные аварии (в основном ДТП с зажатием), газоспасательные работы с аварийными химически опасными веществами (АХОВ), высотные работы, поиск в лесу, десантирование с вертолета, спелеоспасательные работы (в пещерах) – вот неполный перечень аварийно-спасательных работ, которыми занимаются службы спасения. Поиском тел утонувших в крае занимаются только наши службы.  Мы выполняем объем работ не меньший, чем  спасатели МЧС. Но социальные льготы предусмотрены только для спасателей МЧС. На вопрос, почему мы не подпадаем под действие закона, нам отвечают: «Спасатели МЧС имеют более высокую напряженность работы  в экстремальных условиях». Эта фраза кочует из ответа в ответ на наши запросы. Мы-то знаем, что за рубеж на резонансные ЧС вылетает  довольно небольшая группа спасателей МЧС - отряд «Центроспас». Это профессионалы высокого класса, их работа связана с частыми командировками.  Но остальные восемь региональных отрядов МЧС несут дежурство в обычном режиме, так же, как и мы. Они заточены на глобальные катастрофы, которые происходят не так часто, а у нас до 25 выездов в сутки - это, как утверждают «высокие руководители», «менее напряженный характер работы». Мы понимаем, почему складывается такая картина. Вся статистическая информация обо всех происшествиях, на которых мы работаем, через  Главное управление МЧС по Пермскому краю и Приволжский региональный центр обобщается в МЧС РФ. На уровне края еще есть градация, что сделали мы, что – краевая служба, пожарные, службы спасения городов края. На последующих этапах вся статистика обезличивается. В результате МЧС России отчитывается за работу всех аварийно-спасательных формирований страны, не уточняя, какая часть работы сделана подразделениями, входящими в структуру МЧС, а какая муниципальными, областными, краевыми, республиканскими службами спасения. Такой порядок действует по всей стране. На наш вопрос: «А почему, собственно, так происходит?» – сам не раз слышал лукавый ответ: «Мы все с вами делаем одно общее дело». Вот и получается:  не работая в структуре МЧС,  мы работаем на имидж МЧС. Свою толику вносят и журналисты. На днях в очередной раз прочитал в местной газете: «Спасатели МЧС дежурят на пляжах».  Спасатели – да, но при чем тут МЧС? Похоже, те, кто нам отвечает про напряженность работы в МЧС, читают те же газеты. Вот результат ряда последовательных законодательных действий (или бездействие).

К вопросу о пенсии

Федеральный   закон  «Об  аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятый в 1995 году, предусматривает ряд льгот и гарантий для спасателей. Часть льгот привязана к стажу и участию в аварийно-спасательных работах. В частности, Закон предусматривает право на  досрочное назначение трудовой пенсии по старости.  В 1995 году Законодатель не делал различий между спасателями МЧС и спасателями, работающими в территориальных службах (таковых просто не существовало). Дискриминационный нюанс содержится в тексте ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2002 года. Льготные условия назначения пенсии предусмотрены здесь исключительно для спасателей МЧС. Поправка, отсекающая сотрудников прочих аварийно-спасательных служб, как утверждают  участники обсуждения проекта закона в Госдуме, внесена от имени Пенсионного фонда РФ.  Перечень должностей и специальностей работников, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702,  толкуется неоднозначно, однако позволяет суду встать на сторону ПФР, когда тот отказывает спасателям в назначении досрочной трудовой пенсии, право на которую возникает при достижении возраста 40 лет и наличии 15 лет стажа участия в аварийно-спасательных работах. В Пермском крае уже есть примеры судебной практики по данному вопросу. Ни пайка, ни отпуска Средний возраст сотрудников Пермской городской службы спасения – 34 года. Вроде бы рано задумываться о заслуженном отдыхе. Но вот в чем дело. Допуск спасателя к работе происходит после ежегодной медкомиссии. При вредных условиях труда дотянуть до шестидесяти мало кому удастся. Пенсионный возраст обещают вот-вот повысить. А здоровье отказывает и в 40 лет, и в 45. Искать работу на стороне, имея весьма специфическую квалификацию и отрицательное медицинское заключение, проблематично. Кто спасет вышедшего в тираж спасателя? Федеральный закон 1995 года «Об  аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» помимо досрочной пенсии предусматривает ещё ряд льгот. В частности, дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, санаторно-курортное лечение, психологическую реабилитацию, сухой паек, право на получение жилья и т.д. Ни по одной позиции краевая и муниципальная служба не может предоставить законные льготы своим сотрудникам. Причина – федеральный закон не прямого действия. Для его реализации на территории необходимо разработать и принять региональный законодательный акт, который позволит впоследствии внести коррективы в бюджет края и муниципальных образований, на территории которых созданы аварийно-спасательные службы. Рабочая группа по разработке нормативного документа создана в 2011 году. Результата ожидают все спасатели Пермского края. Юрий Михайлов, заместитель министра общественной безопасности Пермского края Юрий Михайлов, заместитель министра общественной безопасности Пермского края, начальник управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты: – Вопрос о льготных пенсиях спасателям сегодня решается на федеральном уровне. 3 марта 2010 года министр МЧС России С.К. Шойгу, выступая перед депутатами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, сообщил, что они добьются внесения изменений в федеральное законодательство.  Помимо пенсий федеральное законодательство предусматривает иные льготы и гарантии. В настоящее время на территории нашего региона они реализуются лишь частично. 19 августа 2011 года был издан приказ о создании межведомственной рабочей группы по разработке нормативно-правовой базы для предоставления дополнительных гарантий спасателям Пермского края. В эту группу вошли представители ГУ МЧС, сотрудники  Министерства общественной безопасности Пермского края и другие специалисты. Речь идёт о краевой службе спасения, но в разработке регионального закона заинтересованы и муниципальные спасатели. В рабочую группу вошел также и начальник Пермской городской службы спасения Алексей Николаевич Тихомиров. Итогом нашей совместной деятельности стал проект регионального закона. Проект с финансово-экономическим обоснованием и пояснительной запиской был направлен губернатору края. Согласно регламенту губернатор, ознакомившись с нашим документом, должен был дать поручение Министерству и определить источник финансирования. Предполагаемая цена вопроса невелика – порядка полутора миллионов рублей в год. К сожалению, до губернатора наш проект не дошел, так как был отклонен курирующим наше направление и.о. заместителя председателя Правительства с формулировкой «достаточно текущего финансирования». Порядок электронного документооборота  позволяет выяснить, кто именно дал отрицательное заключение,  но в этом нет необходимости, так как прежнее Правительство ушло в отставку. Должен заметить, что это не первая попытка реализовать на территории региона льготы и гарантии, предусмотренные федеральным законодательством для спасателей. В частности, один из проектов был отклонён на том основании, что он полностью копирует нормы федерального закона. Напомню, суть в том, что Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» – закон не прямого действия. Для реализации его положений на территории нужны соответствующие нормативные акты регионального и муниципального уровня. Руки прочь от ПФР Попытку спасти пенсионную льготу для спасателей предприняла Курганская областная Дума в 2005 году. Депутаты вышли в Госдуму с законодательной инициативой внести поправку в Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», изъяв из него ограничение – принадлежность к МЧС. Заместитель председателя Правительства А. Жуков дал резко отрицательное заключение на проект федерального закона о внесении изменений в статью 28 Закона  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Заключение на законопроект. Жуков Заключение на законопроект. Жуков Заключение на законопроект. Жуков Два главных аргумента касаются особенностей работы спасателей. По мнению вице-премьера, спасатели МЧС работают более напряженно, нежели другие спасатели. Второе  обстоятельство касается нагрузки на Пенсионный фонд. В заключении  сказано, что в случае отмены ограничения около 100 000 человек могут получить право на досрочное назначение трудовой пенсии. Алексей Тихомиров, директор Пермской городской службы спасения Алексей Тихомиров, директор Пермской городской службы спасения: – Бороться за возвращение нам права на досрочную трудовую пенсию уже бессмысленно. Все средства исчерпаны. Дело доходило до Конституционного Суда. Результат отрицательный. Сейчас, когда экономическая ситуация ухудшается, на мой взгляд, никто не пойдёт на увеличение нагрузки на Пенсионный фонд. Регионы не имеют права устанавливать пенсионные льготы,  но пытаются как-то компенсировать потери по этой льготе. В Свердловской области спасатели, имеющие стаж 15 лет и выше, получают доплату, как если бы они получали пенсию. Но это – пока работаешь, а работаешь – пока медкомиссия допускает.   Я считаю, что нужно сосредоточиться на реализации базовых льгот, хотя бы того же дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от стажа. В федеральном законе это есть, никто не отменял. Мы, городские спасатели, заинтересованы прежде всего в региональном законе, который позволит нам, в свою очередь, обратиться в городскую Думу с  соответствующим запросом для реализации льгот и гарантий в полном объеме (кроме пенсионных и тех, что уже не актуальны, вроде внеочередной установки квартирного телефона). И всё же это несправедливо. Судите сами: при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию имеют артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии вне зависимости от того, в каком театре они работают (в Большом или в малоизвестной труппе). Сталевар идет  по первому списку,  хотя работает не в госкорпорации, а на частника. У нас не частная лавочка. У меня сотрудника медкомиссия не пропустит, и что делать? На улицу его выгонять?  Трудоустроить его я не могу. Как дело обстоит на данный момент? Какие действия предпринимаются для того, чтобы изменить существующее положение? Юрий Михайлов, заместитель министра общественной безопасности Пермского края, начальник управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты: – 22 июня 2012 года мы снова направили наш проект на рассмотрение новому губернатору. В.Ф. Басаргин принял положительное решение. Вне зависимости от результатов нашей нормотворческой деятельности часть гарантий краевым спасателям будет предоставлена уже в  этом году. Ликвидация одного из подразделений Министерства (это подразделение выполняло дублирующие функции) позволяет увеличить штат краевой спасательной службы. Процедура ликвидации завершится ориентировочно к ноябрю-декабрю текущего года. Увеличив штат, мы получим возможность предоставлять спасателям в зависимости от стажа ежегодный дополнительный  оплачиваемый отпуск и, кроме того, сможем ввести штатную единицу психолога. Право на получение психологической помощи закреплено в федеральном законе, теперь оно будет реализовано. Надо заметить, что полный перечень льгот, предусмотренных для спасателей, в большей части устарел (первоочередное право на установку домашнего телефона). Такая льгота, как право на бесплатный проезд в городском транспорте, давно монетизирована и т.д. Если удастся провести через ЗС проект регионального закона, то спасатели краевой службы будут получать продуктовый паек (вероятнее всего, в виде денежной компенсации),  будет выделено финансирование на дополнительное страхование жизни спасателей, санаторно-курортное лечение и т.д. Возможно, будет изменен региональный перечень профессий, дающих право на предоставление жилья. Нельзя сказать, что все зависит исключительно от этого закона, будет он разработан и принят или не будет. Министерство общественной безопасности ежегодно принимает ведомственную целевую программу с бюджетом 15 млн. рублей, за счёт которой нам удаётся поддерживать спасательную службу. Это, прежде всего, капитальный ремонт здания службы, развитие материально-технической базы и обучение спасателей, позволяющее им проходить аттестацию на более высокий класс, что, в свою очередь, влияет на заработную плату и на результаты работы. Поддержку спасательным формированиям муниципальных образований края может оказать принятие проекта закона о внесении дополнения в Закон  Пермского края от 24.12.2007 № 165-ПК «О региональном фонде софинансирования расходов», подготовленного Министерством.  В случае принятия  закона муниципальные образования края  смогут приступить к реализации приоритетного регионального проекта с названием «Организация мероприятий по защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций и происшествий». Софинансирование расходов будет проводиться с целью реализации мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, дооснащению аварийно-спасательных формирований и дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований края. Местный бюджет вкладывает 25%, краевой – 75%.   Главы администраций самостоятельно принимают решение о том, нужно ли им участвовать в проекте. В этом году на реализацию приоритетного регионального проекта «Пожарная безопасность» заявилось двадцать  территорий, город Пермь,  к сожалению, в этой программе не участвует. Министерство не может влиять на муниципальные образования при выборе ими приоритетов, но всё возможное для того, чтобы такой выбор территориям предоставить, мы делаем. В заключении отмечу еще одно обстоятельство.  В 2005 году была снижена ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет для дальнейшего перечисления Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии. Вопрос закрыт.  Вписана ещё одна глава в историю социального неравенства и унижения. См. проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» Любовь Соколова, Первый пермский правовой портал Материалы по теме