Комплекс поправок третьего антимонопольного пакета, вступивших в силу с 1 января 2012 года, внес значительные изменения в антимонопольное законодательство и коррективы в работу антимонопольных органов. Об эффективности практического применения этих нововведений, актуальных направлениях работы и законотворческих инициативах корреспондент Первого пермского правового портала беседовал с Дмитрием Махониным, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. – Какие первоочередные задачи стоят перед Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в текущем году? – Службой ведется постоянная работа по трем основным направлениям деятельности – антимонопольному регулированию, контролю в сфере госзаказа, контролю в области рекламы и недобросовестной конкуренции. В этом году перед нами стоят традиционные для Управления задачи. Сейчас уделяется пристальное внимание регулированию работы продовольственных рынков. Нас заинтересовало изменение цен на муку, зерно и хлебобулочную продукцию. На рынке нефтепродуктов снова произошло повышение цен, и мы анализируем, в чем заключается его причина и какая тенденция будет формироваться в дальнейшем. Также ведется большая работа в сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Управлением рассматривается ряд дел в отношении ОАО «РЖД» в части взимания дополнительных плат за услуги, которые взиматься не должны. Дела о незаконном взимании платы за маркировку новых или прошедших капитальный ремонт вагонов носят проблему общероссийского характера. Кроме того, мы подали исковое заявление в суд по делу о расторжении договора, касающегося изменения схемы теплоснабжения Перми. Продолжается работа в области противозаконных действий банков. Службой возбужден ряд судебных дел, в том числе против «Сбербанка», в части взимания финансовых средств за открытие ссудного счета клиентом. Отмечу, что в сфере госзаказа края произошло значительное изменение. Около двух месяцев назад было создано Агентство по государственным закупкам Пермского края. Налаживание взаимодействия и сотрудничества с Агентством входит в ближайшие планы Управления. – Вами было высказано пожелание по поводу дел о согласованных действиях банков и страховых компаний о том, чтобы суммы штрафов перечислялись не в федеральный бюджет, а пострадавшему потребителю. Произошли ли какие-то изменения в этом вопросе? – Это очень сложная тема. Перенаправление сумм штрафов потерпевшей стороне требует внесения изменений в федеральное антимонопольное законодательство. Я не слышал, чтобы подобный законопроект находился на рассмотрении у Правительства. Наша правоприменительная действительность в данном вопросе должна формироваться по пути предъявления коллективных исков со стороны пострадавших лиц компаниям, которые занимают доминирующее положение на рынке. Необходимо развивать судебную практику в этом направлении. Но для достижения этой задачи нужно решить целый комплекс проблем, причины возникновения которых кроются в правовом нигилизме населения, отсутствии общественных организаций или бюро, которые могли бы стать объединяющей силой. Мне кажется, что введение нормы о направлении средств пострадавшему потребителю из суммы штрафов, взимаемых с организаций, осуществляющих согласованные действия, было бы справедливо. Такое положение станет эффективной сдерживающей нарушения мерой. Компании, занимающие доминирующее положение на рынке, начнут опасаться совершать незаконные действия. Они будут знать, что кроме санкций, которые может применить к ним государство, организациям придется возвращать гражданам незаконно полученное. Разработка решения данной проблемы – вопрос будущего. Заниматься этим должна не только Федеральная антимонопольная служба. – Расскажите о темах, обсуждавшихся на последнем заседании общественно-консультативного совета в июне 2012 года. – Мы подняли ряд тем, связанных с деятельностью совета и определением актуальных для общественности вопросов, которые необходимо обсудить в перспективе. Было предложено вынести на рассмотрение разрабатывающуюся тему о нарушении, допущенном компанией ОАО «Пермагростройзаказчик». В совете подробно обсуждалась деятельность автономных учреждений в части правомерности проводимых ими закупок и расходования бюджетных средств. В итоге было принято решение направить губернатору соответствующее обращение от общественно-консультативного совета о проведении ревизии автономных учреждений. Также мы обсудили применение комплекса изменений третьего антимонопольного пакета и то, как они могут повлиять на деятельность и регулирование товарных рынков. – Каким образом складывается правоприменительная практика по итогам действия поправок третьего антимонопольного пакета? – По-разному. Ряд норм уже работает, и мы активно применяем их в своей деятельности. Практика показала, что одно из наиболее востребованных изменений в третьем антимонопольном пакете – это положения о вынесении предупреждений и предостережений. Мы уже направили несколько десятков предупреждений субъектам естественных монополий по делам об отказе организаций заключить договор с потребителем. В 50% случаев данная мера оказывается эффективной. Это означает, что потребители получают договор с приемлемыми для них условиями. Им не нужно ждать итога разбирательств антимонопольного органа, потом совместно со службой отстаивать свои права в судебном порядке. В адрес Управления уже поступило несколько обращений, связанных с реализацией нормы о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Стоит отметить появление ряда положений о картельных соглашениях. Мы не испытываем серьезных затруднений при квалификации действий картеля. В этой части мотивировка решений службы становится более скрупулезной. Управление перестроило свою работу в рамках положений нового законодательства. – Вы выступили с инициативой донести до законодателя вопросы, которые возникают на практике, но не находят однозначного регулирования в третьем антимонопольном пакете. Как продвигается работа в этом направлении? – Президиумом ФАС неоднократно обсуждался вопрос по корректировке тех или иных норм законов. На последнем заседании президиума было сделано предложение разработать поправки в законодательство об установлении доминирования субъектов рынка финансовых услуг, о том, в каких случаях их можно признать доминирующими, если они не являются таковыми согласно положениям действующих нормативно-правовых актов. Инициатив по внесению поправок в антимонопольное законодательство немало. На сегодняшний момент главная деятельность ФАС в области законотворчества направлена на изменение нормативно-правовых актов о субъектах естественных монополий, разработку правил недискриминационного доступа к их услугам. Добавлю, что в любой сфере законодательства существуют «мертвые» нормы, невозможные для практического применения. Нормы о принудительном разделении организации как одно из возможностей регулирования рынка на практике не работают, как и нормы о доказывании монопольно низкой цены. Ситуации, где появляется возможность применения последней нормы, достаточно редки в российской действительности. Таких примеров в практике антимонопольных органов единицы. Приведу следующий пример. Норма о доказывании согласованных действий. Одним из таких доказательств является публичное заявление лица об осуществлении подобных действий. Данный факт достаточно сложно доказать. Я не встречал ни одного подобного случая. Продолжает беспокоить антимонопольную службу норма о дисквалификации должностных лиц с занимаемых ими должностей, относящаяся к сфере регулирования КоАП РФ. У нас до сих пор нет устоявшейся судебной практики. Службе не удалось убедить суды общей юрисдикции в том, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица должны быть дисквалифицированы. Мне известно только два случая, когда мировой судья применял эту обоснованную меру наказания и признавал правоту ФАС. Сейчас согласно внесенным изменениям в КоАП РФ о подсудности рассмотрения протоколов по дисквалификации арбитражными судами разбирательство таких дел передано арбитражному судопроизводству. Я с надеждой жду формирования судебной практики по этому вопросу. – Планируются ли какие-то изменения в антимонопольном законодательстве в ближайшее время или долгосрочной перспективе? – Уже не первый год ведется работа по изменениям законодательства в сфере регулирования рынка нефтепродуктов, рассматриваются поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС активно выдвигает инициативы законотворчества, к примеру – об изменении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Хотя я оцениваю этот закон как положительный, но тем не менее необходимо следить за его применением на практике. На мой взгляд, N 223-ФЗ должен содержать более детальное регулирование правоотношений. – Какие меры предпринимает служба для эффективного противодействия коррупции? В Федеральной антимонопольной службе есть четкое понимание проблем, связанных с коррупцией. Были случаи, когда сотрудники службы уличались в коррупционных действиях и получали реальные сроки уголовного наказания. Хочу подчеркнуть, что в действиях Пермского УФАС России подобных случаев не было. Мы стараемся настроить механизмы работы антимонопольных органов на максимальное снижение риска возникновения коррупционности. При рассмотрении практически всех категорий дел ведется аудиозапись. Это делается для того, чтобы граждане могли узнать, каким образом происходило принятие того или иного решения службы. Все решения ФАС принимаются коллегиально. Поэтому даже если сотрудник захочет провести незаконное решение, то члены комиссии не позволят этому произойти вне зависимости от должности инициатора. Принятие такого решения будет заметно выделяться из общей практики службы. Конечно, можно говорить о существовании возможности оказания влияния на членов комиссии в силу трудовых взаимоотношений, но для предотвращения этого у нас работает канал – внутренний портал связи. Благодаря ему любой сотрудник может связаться с Игорем Артемьевым, руководителем Федеральной антимонопольной службы России, который максимально открыт для подобных сигналов. Наталья Степашкина Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме