О том, с какими нарушениями пришлось столкнуться сотрудникам антимонопольной службы края в 2013 году, и как изменится российское антимонопольное законодательство с нового года корреспонденту Первого пермского правового портала рассказал и. о. руководителя Управления ФАС России по Пермскому краю Антон Удальев.
– Антон Вадимович, расскажите об итогах деятельности антимонопольного органа в минувшем 2013 году? – В части привлечения к ответственности должностных лиц, чиновников, в рамках антимонопольного законодательства у нас произошло снижение, как оштрафованных чиновников, так и количества дел, возбужденных в отношении них. Это связано с тем, что мы сейчас пытаемся уменьшить количество правонарушений путем простого донесения информации о том, что такое антимонопольное законодательство. Ведь около 50% дел возбуждаются просто из-за незнания чиновников, что существуют какие-то ограничения в этой области. – Каких дел за последний год было больше всего? – Больше всего дел, разумеется, возбуждается в отношении чиновников. Огромное количество жалоб поступает в рамках закона по размещению заказов, даже больше, чем в прошлом году. При этом на сегодняшний день к нам поступает около 45% обоснованных жалоб, раньше эта цифра была намного выше. Это связано с тем, что мы стараемся вести активную разъяснительную работу с чиновниками. Еще одной глобальной проблемой стала незаконная смс-рассылка, бороться с ней очень трудно. В антимонопольную службу поступает по 40-50 жалоб в месяц на спам. Некоторые граждане недоумевают, почему эта проблема не решается. А все дело в том, что требуется много времени для рассмотрения хотя бы одной жалобы. По каждому обращению мы должны сделать как минимум 3-5 запросов, проанализировать их, найти того, кто реально отправлял сообщение – это огромный объем работы, который ложится на 4-х сотрудников. Мы не можем комплексно решить эту проблему по одной простой причине – тут должны быть какие-то ограничители, установленные на федеральном уровне. – Какие меры предпринимает служба для эффективного противодействия коррупции? – Здесь следует сказать, что антимонопольная служба – не надзорный орган, а контролирующий. Мы можем только отметить, что есть признаки коррупции. Мы признаем нарушения у органа власти в целом, а не у конкретного чиновника. В своей деятельности мы руководствуемся ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещает органам власти создавать преимущественные условия для деятельности, которые ограничивают или не допускают конкуренцию. Сама формулировка этой статьи говорит о намеке на коррупционную составляющую. Приведу пример. Совсем недавно мы рассматривали дело: администрация г. Березники предоставила в управление дома, где живут неблагополучные граждане. Собираемость коммунальных платежей в таких домах – не более 30%. Администрация разместила информацию о конкурсе в печатном издании и у себя на сайте, а на официальном всероссийском сайте – забыла. В итоге с горем пополам заявилась одна организация – кому интересна эта 30%-ная собираемость платежей? Кто-то может сказать, что это коррупция, ведь не все узнали о конкурсе. А мы, в свою очередь, прекрасно понимаем, что это была просто техническая ошибка, кто-то из чиновников не углядел. Сегодня был признан факт нарушения по этому делу, и по регламенту возможно возбуждение административного дела в отношении определенного чиновника, только вначале нужно установить, какой именно чиновник допустил нарушение. Мы противодействуем коррупции путем ее предупреждения. – Поясните ключевые положения стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на ближайший год? – Стратегия антимонопольного регулирования утверждена до 2024 года. Изменений вводится очень много. Они, в первую очередь, связаны с упрощением деятельности хозяйствующих субъектов. Изменяется огромное количество уведомлений, согласований с антимонопольной службой, уменьшаются пороги по стоимости сделок, которые нужно согласовывать. Еще одна задача до 2024 года – освободить рынок от унитарных предприятий. Они должны работать на общих рыночных условиях, без каких-либо преимуществ. Также стратегия предполагает широкий спектр действий, связанных с информированием и адвокатированием конкуренции, с целью донести ключевые положения антимонопольного законодательства до всех граждан. Сейчас готовится четвертый антимонопольный пакет, который активно обсуждается и бизнес-сообществом, и органами власти. И мнения у всех диаметрально противоположные. Особое внимание в этом пакете будет уделено вопросам интеллектуальной собственности. Например, в сфере производства лекарств. Сейчас существуют очень дорогие марки, доступные не многим потребителям. А все потому, что ее производители и российские дистрибьюторы заключили некое эксклюзивное соглашение. Наша задача – подстроить законодательство под тех дистрибьюторов, которые готовы продавать эти лекарства дешевле, с меньшей для себя накруткой. В целом, четвертый антимонопольный пакет направлен на либерализацию отношений между разными участниками гражданско-правовых и экономических процессов. – Какие первоочередные задачи стоят перед УФМС по Пермскому краю в будущем году? – У нас есть намерение и желание заниматься разъяснительной работой на всех уровнях: с монополистами, хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке и, конечно, органами власти. Наглядный пример хорошей и эффективной работы – дело с аварийным комиссаром, получившее широкую огласку в СМИ. Благодаря пониманию, достигнутому в работе с ГУВД, мы за 1,5 месяца достигли результатов, которых иногда не можем достигнуть годами, без возбуждения уголовного дела. – Расскажите, что Вы думаете о новом ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? – Контрактная система пришла на смену 94 федеральному закону о размещении заказов. Я не сторонник закона о контрактной системе по одной простой причине – я его не понимаю. 94 федеральный закон, разумеется, имел ряд преимуществ и ряд минусов, но в рамках этого закона уже была сформирована практика. Закон о контрактной системе пытается вобрать в себя эту практику, но он очень много отдает на откуп различным подзаконным правовым актам. Более 40 подзаконных правовых актов должны быть приняты в рамках этого закона, и до сих пор не приняты. Как работать? Во-вторых, раз уж законодательство о размещении заказов – важная часть общественной жизни и публично-правовых образований, и на него тратятся бюджетные деньги – они должны тратиться правильно. По моему мнению, законодательство о размещении заказов давно пора кодифицировать. Свое мнение я озвучил, но мы люди государственные и должны руководствоваться тем, что есть. Первый пермский правовой портал Материалы по теме