Ежегодно в конце мая бизнесмены отмечают свой профессиональный праздник — День российского предпринимательства. О том, что сегодня волнует предпринимателей, рассказал бизнес-омбудсмен Прикамья Вячеслав Белов. — Вячеслав Артурович, 26 мая традиционно отмечается День российского предпринимательства. Что изменилось за последние десять-пятнадцать лет в этой сфере в России? Сделан ли шаг в сторону западных стандартов ведения бизнеса? — В этом году мы будем отмечать этот день уже в седьмой раз. Очевидно, что учреждение такого праздника свидетельствует об изменении государственной оценки места и роли предпринимательства в современной жизни. Сегодня право на предпринимательство закреплено в Конституции. Впервые же в современной истории России предпринимательская деятельность приобрела законный статус в 1986 году, а до этого фактически была уголовным преступлением – существовала статья за спекуляцию. Получается, всего 28 лет предпринимательская деятельность не наказывается уголовно. Россия только в начале пути по формированию соответствующего законодательства, и на это следует делать скидку. В Европе, например, предпринимательство существует века – в этом плане их опыт, в том числе в защите права на ведение бизнеса, находится на совершенно ином уровне. — Бизнес в России остается для большинства крайне невыгодным занятием. Какие штрафы для предпринимателей в последнее время были ужесточены? — Например, в январе 2014 года вступил в силу Закон № 365-ФЗ, который значительно ужесточил ответственность за нарушения при продаже алкогольной продукции. Новые санкции и штрафы могут привести к закрытию небольших магазинов и предприятий общепита. На мой взгляд, абсолютно логичным стало бы увеличение штрафов не за формальные нарушения, а за незаконную торговлю алкогольной продукцией. С 2014 года розничная торговля спиртными напитками без сопроводительных документов влечет наказание для предпринимателя от 10 до 15 тысяч рублей, а для организации – от 200 до 300 тысяч рублей. Кроме штрафа предусмотрена конфискация алкоголя для последующей передачи в собственность государства. Для сравнения, раньше штраф для ИП составлял от четырех до пяти тысяч руб., а для организации – от 40 до 50 тысяч рублей. Список необходимых сопроводительных документов распространяется и на пиво с пивными напитками. Наряду с этим выросли штрафы за нарушение «иных правил торговли»: вместо 3-4 для ИП и 5-10 тысяч рублей для организаций они стали 30-40 и 50-100 тысяч рублей соответственно. То есть выросли в десять раз. Данная статья также предусматривает конфискацию алкоголя. Такие санкции предъявляются за фактически формальные нарушения закона. Например, известен случай, когда магазин привлекли к ответственности по этой статье за отсутствие информации о наличии лицензии на розничную продажу алкоголя в наглядной и доступной для покупателя форме, то есть в торговом зале не была вывешена копия лицензии, а штраф за это, напомню, от 50 до 100 тысяч рублей. А уж за продажу алкоголя без лицензии контролирующие органы смогут наказать штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Я привел примеры ужесточения штрафов лишь в одной сфере, но для бизнесменов, работающих в любой отрасли, важно владеть актуальной информацией по видам административной, налоговой и иной ответственности, чтобы не допускать соответствующих проблем. Некоторые предприниматели не следят за изменением правового регулирования, и в итоге сами же и страдают. — Деятельность общественных приемных Уполномоченного по правам бизнесменов будет направлена именно на этот ликбез? — Во второй половине 2013 года мной совместно с Минпромторгом Пермского края была опробована практика работы общественной приемной. Более 60 предпринимателей получили ответы на свои жалобы и обращения, был проведен опрос предпринимателей, подготовлены и доведены до федерального бизнес-омбудсмена предложения по совершенствованию закона о предпринимательской деятельности. Это была разовая акция, но она показала возможности развития. Сегодня приемные правозащитников бизнеса расположены лишь на федеральном и краевом уровне, а права могут быть нарушены в любом из муниципалитетов Пермского края. Безусловно, есть возможность обратиться с жалобами через Интернет или в ходе личного приема, но это не всегда возможно, а кроме того, отнимает много времени и денег. Поэтому сейчас обсуждается создание общественных приемных на муниципальном уровне, максимально приближенных к месту осуществления предпринимателем своей деятельности. — Какие рычаги воздействия на власть у них будут в реальности? — Обращения, поступающие в такую местную приемную, будут в максимально короткий срок направляться в аппарат краевого уполномоченного. Это будет дешевле и быстрее, а восстановление прав предпринимателей будет гораздо оперативнее. Поэтому в данный момент рассматривается возможность открытия общественных приемных на базе уже имеющихся в центрах поддержки предпринимательства на муниципальном уровне. Сейчас они предоставляют информацию и оказывают консультационные услуги, а в дальнейшем через моих представителей смогут на месте оказывать помощь в решении проблем. В данный момент на территории Пермского края уже работают 25 центров, к концу 2014 года планируется открыть еще 13. Хочу отметить, что проблем больше, чем поступивших обращений, поэтому этот инструмент важен для передачи информации с мест. Для этого нам необходим пул экспертов из разных областей: уголовное право, авторское право, земельные и имущественные вопросы и так далее. Сейчас мы уже занимаемся формированием команды экспертов, которые бы работали в территориях. — Пермские власти в последнее время активно решают проблему незаконных ларьков. Какие сложности возникают у предпринимателей при получении разрешений на размещение нестационарных торговых объектов (НТО)? — Основных сложностей две: длительное включение мест размещения НТО в соответствующую муниципальную схему, а также длительное непроведение аукционов на размещение НТО. Так, в Перми последний аукцион состоялся в мае 2013 года. На мой взгляд, решением этой проблемы может стать инициатива муниципальных властей по предложению новых мест по размещению НТО на рыночных условиях. Ведь им лучше знать, где есть подходящие места, где есть потребность жителей в таком торговом объекте. Проблема незаконного размещения, таким образом, будет снята, а муниципалитет получит больше субъектов предпринимательской деятельности, новые рабочие места и налоги в бюджеты различного уровня. — Насколько сложно сегодня предпринимателям получить лицензию для розничной продажи алкогольной продукции? — Получить лицензию достаточно просто: нужно подготовить пакет документов, не иметь налоговой задолженности и заплатить государственную пошлину. Большей проблемой мне видится тот факт, что потерять эту лицензию гораздо легче. Законодательство содержит значительные ограничения по правилам торговли алкоголем и по размещению мест торговли им. Нельзя соседствовать с образовательными, медицинскими и культурными учреждениями. Эти ограничения порождают парадоксальные ситуации: алкогольный магазин работает на одном и том же месте десятки лет, а в соседнее здание въезжает, например, автошкола и получает образовательную лицензию или оптика и получает медицинскую лицензию, и алкогольный магазин автоматически становится нарушителем закона. Хорошо бы выдача лицензий на такие виды деятельности осуществлялась с учетом интересов законно работающих рядом предпринимателей и не ограничивала их права, не делала бы их предпринимательскую деятельность непредсказуемой. Конечно, предпринимательство – это всегда деятельность на свой страх и риск, но правила игры должны быть понятны и стабильны для каждого участника рынка. — С 1 июля 2015 года может быть создан единый реестр плановых и внеплановых проверок предпринимателей. Проводить проверки без включения сведений о них в единый реестр, а также до присвоения проверке учетного номера будет запрещено. Насколько полезно создание такого реестра? — У меня положительное отношение к созданию такого реестра — если, конечно, он будет реализовываться именно в том виде, в каком планировался. Идея хорошая, поскольку сейчас существует широкое поле возможностей для злоупотребления полномочиями как со стороны контролирующих органов, так и предпринимателей. Можно написать жалобу на конкурента, и к нему придут с внеплановой проверкой. Главная идея в том, что если проверка проведена без регистрации в реестре плановых и внеплановых проверок, то полученная в ходе таких проверок информация не является доказательствами, а за выявленные нарушения нельзя привлечь ни к какой ответственности. Более того, лица, участвующие в таких проверках, подлежат наказанию. — Нет ли у документа коррупционных факторов? — Ведение реестра распространяется на все контролирующие, правоохранительные и надзорные органы без исключения. Если же будут исключения, они создадут тот самый коррупционный фактор. Я бы хотел отметить, что крен контрольно-проверочной и надзорной работы должен сместиться в сторону незарегистрированной, безлицензионной, незаконной деятельности. Незаконный бизнес наносит государству значительно больший ущерб, чем официально работающие предприниматели, имеющие недочеты и замечания, и приводит к недобросовестной конкуренции, отсутствию гарантий прав потребителей, неуплате налогов в бюджеты различных уровней. В заключение я хотел бы поздравить всех бизнесменов Пермского края с их профессиональным праздником — Днем российского предпринимательства — и пожелать стабильности, успехов в бизнесе, прибыли, учета рисков и разумного подхода к делу! Ольга Белая Первый пермский правовой портал Материалы по теме [poll id="122"]