Реформы у нас в стране – вопрос спорный, в силу принятия, порой, противоположных решений в рамках единого процесса, весьма размеренный, и зачастую, к сожалению, незавершенный. Примеры на слуху: реформа ЖКХ, реформа военного ведомства и т.д. Нельзя, безусловно, говорить об исключительно тех или иных негативных итогах, нет, ибо замыслы носят прогрессивный и эволюционный характер, поддерживаемый положительной аргументационной базой. В конце концов - стоять на месте – это тоже не дело. Реформы принимают всеобъемлющий характер, и в сферу интересов реформаторов попала уголовно-исполнительная система. Так в 2011 году на суд общественности была представлена государственная программа «Юстиция» (см. на портале, прим. ред.), пропагандирующая так называемый процесс гуманизации системы наказаний. Гуманизация подразумевает под собой целый ряд мероприятий: модернизация института юридической помощи (адвокатура должна стать более разветвленной и доступной, в расчете 100 адвокатов на 100000 населения), нотариата. Также подразумевается введение ограничения свободы (в виде домашнего ареста) в качестве меры наказания. Еще одним пунктом значится демилитаризация уголовно-исполнительной системы, то есть, согласно программе, 40 тысяч сотрудников службы исполнения наказаний (15%) должны будут снять погоны[1]. Необходимо, на наш взгляд более подробно остановиться на таком решении модернизации. Стоит отметить, что демилитаризация прекрасно умещается в рамки гуманизации системы наказаний, ведь заключенный - это тот же человек, хоть и за решеткой, и психологически погоны увеличивают дистанцию между двумя мирами субъектов и объектов наказания. Постепенное стирание этой границы – безусловная задача реформы. Но есть у этого шага со стороны государства еще несколько сторон. Демилитаризация – уже не уникальное явление. Ранее на гражданские рельсы были поставлены военкоматы – только уже в рамках гуманизации военной службы. В связи с переводом из сферы связанной с ношением погонов в сферу госслужбы возник ряд проблем, с которым могут столкнуться и те самые 40000 сотрудников системы наказаний. Перевод в гражданские, кроме смены статуса, подразумевает также и потерю некоторых льгот, связанных с ношением мундира. А это уже очень важный вопрос для людей, чьи льготы, в силу профессии, оправданы, ведь та же пенсия рядового госслужащего и пенсия служивого человека – две разные категории в свете последних решений государства в области поднятия выплат пенсионерам в погонах, что неизбежно приводит к необходимости принятия государства на себя новых обязательств по отношению к новоиспеченным госслужащим, в частности, повышение довольствования, в качестве своевременной и оправданной замены. К тому же, так исторически сложилось, что сфера наказаний всегда была милитаризована, что вызывало не всегда положительные реакции и эмоции со стороны общества. Часть негативного образа складывалась, конечно, не вчера. Во многом здесь «помогла» эпоха 20-30-х XX века, заложившая массовую лагерную систему, ставшую явлением, не столько государственной сферы, сколько жизни общественной. Сложилась атмосфера общего страха, воспитанного репрессиями и теми, кто от них пострадал. Представители ГУЛАГа зачастую в глазах народа получали нелестные ярлыки. Естественно, внешний образ не обходился без милитаризованной составляющей в виде мундира и погон. Время меняется, но нотки недоверия то и дело все же встречаются. Возможно, обеспогонивание состава ФСИН есть шаг к сближению с обществом. Реформа не носит односторонний характер, ибо нельзя говорить о безусловной направленности запланированных действий (то есть, для кого она делается). Так внутренняя миссия заключается, в том числе, в стирании уставных границ и барьеров внутри организма ФСИН, а также в формировании нового взгляда на работников федеральной уголовно-исполнительной системы, замаскированных мундиром. Куда стремится современная система наказаний? Рассмотрев одно из мероприятий, включенных в государственную программу «Юстиция», можно сделать некоторые выводы, увидеть миссию, задачи и цели реформы. Демилитаризация – ответ современному обществу и тенденциям к гуманизации, поворот государства к человеку во всех сферах, шаг, декларирующий стремление к открытости и консолидации. Но и такие благие намерения имеют свои неопределенности, прежде всего для тех, кого реформируют. Таким образом, остается открытым вопрос о компенсационных схемах реформирования. Также актуальным пунктом остается вопрос о том, окончится ли демилитаризация на 40 тысячах, или продолжится и дальше? Итоги подводить, безусловно, рано. Миссия, которую взяло на себя государство, очень ответственная. Время, как говорится, покажет. [1] Куликов В. «Гажданин начальник снимает погоны» / Российская газета – Федеральный выпуск №5893 (220) // (Дата доступа к странице: 29.09.2012) Евгений Матвеев, студент 2-го курса Пермского Государственного Научно-исследовательского Университета, Пермь, Россия. Источник: ПИФСИН Материалы по теме