Любой таможенный орган сегодня защищает и представляет интересы двух потребителей. С одной стороны, как федеральный орган исполнительной власти, стоящий на страже экономической безопасности страны, таможня отстаивает интересы государства. С другой стороны, в качестве структуры, призванной способствовать экономическому развитию страны, таможенные органы оказывают содействие бизнесу в осуществлении внешнеэкономической деятельности с минимальными издержками. Поэтому правомерность решений, принимаемых таможенным органом, в Пермской таможне находится на особом контроле. Судебная практика трех последних лет свидетельствует том, что количество необоснованных решений Пермской таможни, во-первых, минимально, а во-вторых, год от года неуклонно сокращается. Так, в первом полугодии 2012 года суды Пермского края и Удмуртской Республики (эти два региона составляют зону деятельности Пермской таможни) в 86% случаев признали правоту таможенного органа. Всего за этот период судами было рассмотрено 96 дел, и в 83 случаях суд разделил позицию таможни и лишь в 13 – встал на сторону истца. При этом только 39 дел из этих 96 было инициировано участниками ВЭД. Остальные стали результатом обращения таможни. Для сравнения: в аналогичном периоде прошлого года в регионе деятельности Пермской таможни в судах было рассмотрено 106 дел. В 79% случаев (84 дела) решение было принято в пользу таможни, в 22 делах (21%) – в пользу участников ВЭД. Тенденция неуклонного сокращения количества судебных исков очевидна. Особенно учитывая то обстоятельство, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом число жалоб и судебных исков к таможне снизилось в полтора раза! Таким образом, анализ судебной практики свидетельствует о том, что решения, принимаемые таможенным органом, в большинстве случаев являются правомерными и обоснованными. Судебная практика по делам об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях (АП) Среди оспариваемых в судебном порядке постановлений по делам об АП основную массу занимают постановления по ст. 16.2 («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»), ч. 1 ст. 16.3 («Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации»), ч. 1 ст. 16.9 («Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем»), ч. 3 ст. 16.12 («Непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля») КоАП РФ. Самая «популярная» статья КоАП РФ – ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Большая часть оспариваемых постановлений об АП связана именно с ней. Например, участник ВЭД заявляет в декларации сведения о декларируемом товаре, указанные в товаросопроводительных документах. При этом право на осмотр и измерение товара он не использует. Однако при проведении таможенного досмотра таможенный орган выявляет дополнительный товар, не заявленный в декларации на товары. Данное деяние образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Участник ВЭД не согласен с таким развитием событий и обращается с заявлением в суд. Однако суд, установив, что юридическими лицами совершено административное правонарушение, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, отказывает в удовлетворении их требований, подтверждая правомерность решения Пермской таможни. Большая часть споров, рассматриваемых судами, рождается из административных и иных публичных правоотношений, в том числе: