Исполнение УФССП России по Пермскому краю и его территориальными подразделениями законодательства об исполнительном производстве, о судебных приставах, порядке рассмотрения обращений граждан. Органами прокуратуры Пермского края систематически осуществляется надзор за исполнением законодательства об исполнительном производстве, о судебных приставах и порядке рассмотрения обращений граждан должностными лицами Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю и его территориальных подразделений. Так, в июне-июле 2013 г. по поручению Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка исполнения указанного законодательства, в ходе которой прокуратурой края выявлено значительное количество нарушений законодательства об исполнительном производстве и порядке рассмотрения обращений граждан. Результаты надзорной деятельности, в том числе указанной проверки, свидетельствуют о том, что нарушения законодательства допускаются судебными приставами на всех стадиях исполнительного производства. При возбуждении исполнительного производства не соблюдаются сроки регистрации поступающих исполнительных документов и возбуждения исполнительного производства, имеет место вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств в отсутствие законных оснований, возвращение судебными приставами-исполнителями исполнительных документов взыскателям без принятия соответствующего решения. Органами прокуратуры края наиболее часто выявляется несоблюдение двухмесячного срока совершения исполнительных действий, установленного ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Нарушение носит системный характер и прежде всего обусловлено тем, что данный срок не является пресекательным. При совершении тех или иных исполнительных действий судебными приставами-исполнителями зачастую не направляются копии соответствующих процессуальных документов заинтересованным лицам, что влечет нарушение прав сторон исполнительного производства. Имеют место нарушения ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части обращения взыскания на отдельные виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (алименты, пенсии по случаю потери кормильца и др.). Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что судебными приставами-исполнителями не всегда своевременно устанавливаются временные ограничения на выезд должника за пределы Российской Федерации либо эта мера воздействия применяется недостаточно. Значительное количество нарушений законодательства об исполнительном производстве допускается на стадии окончания исполнительного производства. В 2012-2013 г. широкое распространение на территории Пермского края получила практика необоснованного окончания судебными приставами исполнительных производств без их фактического исполнения. Так, лишь по результатам проверки, проведенной управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края в 2012 г., в отношении трех судебных приставов-исполнителей возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ. В ходе проверки установлено, что данные должностные лица с целью улучшения показателей своей работы приобщали к материалам исполнительных производств копии документов, фактически не подтверждающих уплату штрафов, после чего, не имея на то достаточных оснований, выносили постановления об окончании исполнительных производств по основанию, предусмотренному п.1. ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», внося в них заведомо ложные сведения о фактической уплате должником штрафа. Нередко процессуальные решения об окончании исполнительного производства мотивируются невозможностью взыскания в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, без надлежащей проверки всех возможных сведений о наличии у должника такого имущества и доходов и принятия в предусмотренных законом случаях соответствующих мер к их розыску. О недостатках и неэффективности работы службы судебных приставов также свидетельствует большое количество обращений и жалоб сторон исполнительного производства, рассматриваемых должностными лицами УФССП России по Пермскому краю как в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в порядке подчиненности в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Вместе с тем при их рассмотрении должностными лицами службы судебных приставов также повсеместно допускаются нарушения законодательства. Так, в нарушение требований закона отказывается в рассмотрении обращений руководителей юридических лиц, являющихся сторонами исполнительного производства. Не дается правовая оценка всем доводам обращений, что влечет нарушение прав заявителя. Допускаются нарушения установленных ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ст. 126 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроков рассмотрения обращений и жалоб граждан. С целью устранения выявляемых нарушений законодательства регулярно принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования посредством внесения представлений об устранении нарушений законодательства, опротестования незаконных процессуальных решений и привлечения виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. В 2012 г. органами прокуратуры Пермского края опротестовано 496 незаконных постановлений судебных приставов (в первом полугодии 2013 г. – 314), внесено 297 представлений об устранении нарушений законодательства (в первом полугодии 2013 г. - 170), по результатам прокурорских проверок к уголовной ответственности привлечено 4 судебных пристава-исполнителя (в первом полугодии 2013 г. - 4), к дисциплинарной ответственности привлечено 55 должностных лиц (в первом полугодии 2013 г. - 30). Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу либо оспорены в суде. Из требований Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Указания Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» следует, что действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей после обжалования в порядке подчиненности могут быть также обжалованы в прокуратуру. Д.П. Бызов, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края, младший советник юстиции. Первый пермский правовой портал Материалы по теме