Павел Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, в завершающей части конференции «Медиация как культура согласия» выступил с докладом о работе секции «Медиация в образовании».
– Во время работы шел разговор, иногда болезненный, поскольку последние события в системе образования как на федеральном, так и на региональном, городском уровне показывают, что градус напряженности в сфере образования достаточно высок и уровень конфликтности требует выработки и принятия как срочных, так и долгосрочных мер по профилактике конфликтности в системе образования.
Из тридцати человек, которые принимали участие в работе секции, был всего один мужчина. И это четко показало, почему в системе образования присутствуют конфликты. Один из участников, практикующий медиатор, обозначил, что причиной конфликтности в сфере образования является превалирование женщин в данной отрасли, поскольку женщина по своей природе более склонна к интерпретации, чем мужчина. Разные интерпретации одного и того же факта зачастую ведут к конфликтам в образовании.
Вот к такому парадоксальному выводу мы пришли. Рассказываю ровно то, что мы обсуждали. Думаю, это все должны услышать.
Мы отметили необходимость применения процедур медиации в образовании не в узком юридическом смысле, а в более широком социально-психолого-педагогическом контексте.
Школьные службы примирения, к сожалению, столкнулись с двумя серьезными проблемами
Первая – отсутствие признания официального социально-административного статуса самого руководителя школьной службы примирения внутри учреждения, проблемы его независимости, поскольку деятельность службы зависит от работодателя (директора школы). И попытки школьных служб примирения (были представлены разные практики) решить тот или иной конфликт на уровне школы с помощью школьного руководства не увенчивались успехом, поскольку (как пояснили нам действующие руководители школьных служб примирения) статус служб не определен.
А от доброй воли руководителя учреждения зависит очень многое. Если он понимает, что необходимо и возможно с помощью службы примирения решить конфликт и не выводить его в публичную плоскость, то тогда руководство прислушивается и конфликт решается. В противном случае (были приведены конкретные примеры последних событий в Перми) это выглядит уже совсем иначе.
Поэтому была очень серьезно поставлена проблема оплаты труда медиатора не только в системе образования, но и в бюджетной сфере в целом. Медиатор – посредник между конфликтующими сторонами, в соответствии с законом его деятельность финансируется, а услуги по организации посреднической деятельности оплачиваются за счет тех сторон, которые согласны на процедуру медиации. С учетом зависимости работающих сегодня в системе образования медиаторов, а также с учетом неготовности родителей и школы к оплате этого труда и их неплатежеспособности мы поставили серьезный вопрос – формирование муниципального (либо государственного) заказа на оплату труда профессиональных медиаторов через различные механизмы:
- через механизм субсидирования различных организаций (их две в крае – Лига медиаторов и Ассоциация медиаторов Пермского края);
- изыскание других возможностей.
Мы с сожалением констатировали, что в бюджетной сфере люди не готовы с этой точки зрения объективно обращаться к медиаторам для разрешения конфликта.
Зоя Ивановна Галайда, руководитель профсоюза работников образования, правильно отметила, что мы не должны каждый раз «бежать» за теми инновациями или новыми практиками, которые нам предлагаются или закрепляются законодательством. Нужно посмотреть на потенциал имеющихся практик разрешения и профилактики конфликтов в сфере образования. К примеру, трудовые споры надо решать через комиссии по трудовым спорам. Другое дело, что сегодня эти комиссии мало популярны, они не рассматриваются как серьезный механизм разрешения трудовых конфликтов, более того, конкретные примеры показывают, что к решениям трудовых комиссий и судебная система относится неоднозначно.
На конкретных примерах, которые были у нас в Пермском крае, было подтверждено, что серьезности принятого решения комиссии по трудовым спорам не придавалось (принятые комиссией по трудовым спорам решения не воспринимались всерьез,) и судебные инстанции отменяли их решения.
Отсюда вытекает еще одна проблема, которая может возникнуть с 01.09.2013, когда в силу вступит новый Закон «
Об образовании».
В соответствии со
ст. 45 Закона в каждой образовательной организации должны быть созданы комиссии по урегулированию конфликтов между участниками образовательных отношений. Одна из задач этих комиссий – урегулирование конфликтов и споров между участниками образовательных отношений, связанных с вопросами реализации права на образование. В отличие от школьных служб примирения эта комиссия будет являться обязательным управленческим (по сути дела административным) органом каждой образовательной организации. Ее решения в соответствии с законом могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Есть опасность, что комиссиям, которые должны появиться в обязательном порядке во всех образовательных организациях, может быть придан статус комиссий по трудовым спорам так, как это есть в сфере разрешения трудовых конфликтов. Мы договорились, что желательно Министерству образования Пермского края совместно с Государственной инспекцией по контролю и надзору в сфере образования собрать отдельную площадку, на которой необходимо обсудить возможные варианты развития и рисков этой ситуации, а также обозначить возможности купирования рисков в деятельности таких комиссий.
В ходе работы секции мы обозначили разницу между комиссиями, о которых речь шла выше, и школьными службами примирения.
Школьные службы примирения приобретут в большей степени воспитательный эффект, станут частью системы воспитательной работы в образовательной организации. К этому нас подвигает и национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 г., где четко определено целевое назначение школьных служб примирения:
- профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- способствование созданию атмосферы толерантности и дружелюбия в школе;
- разрешение конфликтов между обучающимися.
У нас есть предложение. Министерство образования Пермского края в лице министра
Раисы Кассиной выразило готовность сформировать государственный заказ на обучение будущих членов конфликтных комиссий практикам восстановительных технологий, медиативных процедур и так далее.
Следующий момент, на который мы обратили внимание – роль средств массовой информации в разжигании, погашении или урегулировании тех или иных конфликтов. В этом отношении у нас тоже родилось предложение, мы готовы на площадке Министерства образования Пермского края провести в ближайшее время соответствующий круглый стол с представителями СМИ для того, чтобы от парадигмы развития «скандалы, катастрофы, интриги» средства массовой информации перешли к социально ответственной позиции. Необходимо, чтобы у журналистов и издателей появилось понимание того, что в определенных конфликтах они способны выступать в роли посредников для смягчения ситуации. Самое главное, у СМИ есть готовность к диалогу.
И еще одна важная рекомендация всем участникам секции и всем заинтересованным лицам. В связи с тем, что с 01.09.2013 вступает в силу новый Закон об образовании, есть необходимость активно включиться в обсуждение проектов нормативно-правовых актов, которые сегодня разрабатываются Минобрнауки Российской Федерации.
Они уже выставлены на сайте Министерства для общественного обсуждения. По целому ряду направлений, в том числе по созданию комиссий по урегулированию конфликтов между участниками образовательных отношений, проекты федеральных нормативно-правовых актов уже есть, однако они половинчаты и, как утверждают эксперты, не отражают реалий сегодняшнего дня. Необходимо, чтобы и профессиональное сообщество официально выразило свое мнение.
В заключение хотелось бы сказать словами
Галины Гутник, что «каждый из нас, участников сегодняшней конференции и нашей секции «Медиация в образовании», должен не только определить для себя функционал и миссию своего участия в развитии медиации как культуры согласия в Пермском крае, но и выйти чуть дальше за рамки своего функционала».
И еще. Ассоциации медиаторов необходимо активизировать свою деятельность. Чтобы не в узком профессиональном кругу об Ассоциации слышали и знали. Информация должна распространяться по всему Пермскому краю. Хотелось бы, чтобы государственные структуры начали интенсивную деятельность по приданию нового смысла имеющимся в краевом образовании институтам по разрешению конфликтов.
Нужно понять, что мы участвуем в общем деле формирования культуры согласия на территории Пермского края.
Источник: Первый пермский правовой портал
Материалы по теме