В 2011 году Пермский Фонд содействия ТСЖ выполнил масштабное научное исследование «Управление многоквартирными домами: уровень социальной агрессии». При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта АНО «Институт общественного проектирования» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 300-рп «Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».
По материалам исследования, проведенного в г. Перми, ясно, что, хотя интерес собственников к процессу управления многоквартирными домами (МКД) вырос, в силу большей информированности и роста правовой грамотности, речь пока не идет о реализации ключевой ценности в этой сфере – умения (желания) принимать решения и нести за это ответственность.
Мы до сих пор имеем дело не только с несформированной культурой отношений в жилищной сфере, но и с системой продуцирования агрессии на межличностном уровне. Более всего от этого страдают в домах ТСЖ, поскольку конфликты там более часто переходят на групповой уровень, и врагами становятся давние соседи и даже близкие люди.
Среди приоритетов собственников МКД хорошие соседские отношения занимают предпоследнее (шестое) место.
Особенность конфликтов в жилищной сфере состоит в том, что при определенных внешних условиях они могут развиваться как цепная реакция: слабо «тлея» в малой диссипативной группе МКД, они могут вызывать «взрывы» при благоприятных ситуациях во внешних (макро) системах.
Проявляются двойственные взаимоисключающие процессы, а именно: с одной стороны в ТСЖ конфликты более эмоционально переживаются, а с другой стороны, общая напряженность в ТСЖ в полтора раза ниже, нежели в МКД-УК (МКД с управляющими компаниями).
Конфликты в ТСЖ в большей степени носят межличностный и межгрупповой характер. В общем-то, это цена близости, доступности и плотности отношений в доме. Очевидно, что для персонала ТСЖ это является серьезной проблемой – некоторые респонденты из этой группы заявили о нежелании работать дальше. Помимо конфликтности вокруг вопросов управления, управленцы ТСЖ вынуждены включаться и в многочисленные конфликты «по интересам» – вокруг автостоянок, стычки поколенческого характера, многочисленные мелкие бытовые проблемы. То есть они работают – постоянно – в том конфликтном поле, от которого старательно дистанцируются управляющие компании (УК).
Поэтому хотя результаты массового исследования и показывают примерно одинаковую конфликтность в домах ТСЖ и УК, исследователи и органы местного самоуправления и государственной власти должны иметь в виду различия в характере конфликтности. Большая включенность собственников в жизнь дома порождает и массу конфликтов, иногда незаметных невооруженным глазом. По ряду параметров межличностного/межгруппового характера ТСЖ превышают в смысле конфликтности показатели УК.
Неразвитость инфраструктуры и технологий содержания МКД, а также устойчивое ожидание вливания государственных ресурсов в эти процессы может быть системным фактором развития конфликтов. Это ожидание фактически подпитывается федеральной властью, когда речь идет о законодательном усилении различных видов контроля в жилищной сфере.
Прогноз (ожидания) возможного роста социальной агрессии в сфере ЖКХ респонденты, практически формируя однородное мнение, связывают со вполне определенными и ожидаемыми факторами:
- дальнейший рост тарифов;
- износ жилищного фонда и, соответственно, растущая потребность в капитальном ремонте;
- новации, которые заложены в законодательных актах, и которые «взрываются как мины»;
- наконец, совершенно непотребная позиция центральных СМИ всех форматов в отношении ЖКХ.
Результаты массового исследования также указывают на то, что агрессия и ее возможный рост пока замыкается в сообществе МКД. Важным для профилактики конфликтности является и использование существующих механизмов цивилизованного, легитимного решения проблем.
Отмечается обеспокоенность отсутствием системы взаимодействия органов местного самоуправления с жилищными объединениями граждан; необходимость и возможность формирования постоянно действующих консультативных институтов власти и общества по вопросам управления многоквартирными домами.
И в ТСЖ, и в УК предпочитают досудебный характер разрешения конфликтов, конечно, с использованием максимально «силовых» методов. Была также высказана идея о необходимости формирования третейских судов. Мало кто из респондентов упомянул такую технологию, как посредничество (медиацию). Между тем в Пермском крае эта технология активно продвигается в последние годы.
Можно констатировать неразвитость технологий и инструментария, нацеленного на эффективное разрешение или профилактику конфликтов непосредственно в доме, а также неполное доверие как к формальным институтам (суды), так и к неформальным (НКО). В этих условиях можно влиять на то, на что можно повлиять, и это точно не судебная система. Речь идет о формировании системы разрешения и профилактики конфликтов, в основе которой лежат технологии посредничества (медиации). Для этого есть, во всяком случае, в Пермском крае, все возможности – учебные курсы, кадры, имеющие опыт преподавания и практических медиаций. В любом случае обучение технологиям посредничества в разрешении конфликтов имеет право быть включено в учебные курсы для управляющих, старших по домам и т.п.
Необходимо понимать риск – фактически многоквартирные дома превращаются в «черные ящики» со своими маленькими войнами, победами и поражениями в межличностных и межгрупповых конфликтах. Цена – психологическая целостность сообществ в многоквартирных домах, неясные результаты для стабильности в местных сообществах в целом. Именно поэтому необходима система предотвращения конфликтов и их эффективного разрешения в случае возникновения, естественно, с участием квалифицированных посредников, в том числе из состава специалистов органов местного самоуправления.
Что же делать? Действительно, кое-что делается, – в основном, – это тренинговые элементы с различными группами субъектов в сфере управления МКД. Однако носит это несистемный, фрагментарный характер. Системные меры предложены в рекомендациях участников Круглого стола по итогам исследовательского проекта, а именно:
- Формировать систему социологического мониторинга уровня социальной напряженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом и в сфере управления многоквартирными домами в частности.
- Предусмотреть в программах обучения управлению многоквартирными домами персонала и выборных лиц ТСЖ, управляющих, членов советов многоквартирных домов, специалистов управляющих организаций технологии разрешения конфликтов.
- Предусмотреть создание служб посредничества в разрешении конфликтов в данной сфере, с учетом специфики отрасли ЖКХ и типологии конфликтов.
- Привлекать к обучению технологиям посредничества (медиации) специалистов органов местного самоуправления в Перми и Пермском крае.
- Внедрять системы добровольной сертификации и стандартизации деятельности по управлению многоквартирными домами.
- Рассмотреть возможность создания третейских судов с целью разрешения конфликтов между юридическими лицами.
Все эти меры, в том числе и формирование системы обратной связи с властью через общественные институты, предложены Пермским фондом содействия ТСЖ в концепции специальной городской целевой программы, рассчитанной на реализацию в 2013-2015 годы.
Жуков Андрей Алексеевич, председатель правления Пермской общественной организации «Центр социальных инициатив».
Источник:
Материалы научно-практической конференции «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России» 27-28 марта 2012 года
Материалы по теме